ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Зародова Т.Ю. 1
1Филиал Южного Федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы суицида состоит в том, что, во-первых, данный феномен является многоаспектным явлением в интерпретации причин и характерологических особенностей суицидального поведения; во-вторых, в последние десятилетия ХХ в. во многих странах отмечается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и молодых людей. В развитых странах самоубийство занимает второе место среди причин смерти детей, подростков и молодежи.

Интенсивность жизни современного человека, его личностные особенности, способности изменяться и адаптироваться к социальной среде предполагают наличие или отсутствие суицидального поведения. Проблема суицидального поведения традиционно привлекает к себе внимание общества и исследователей. Попытки понять детерминацию суицидального поведения путем анализа различных факторов в отдельности, а также путем корреляций между ними не приводят к значимым результатам. Действительно, ни специфика конфликтных ситуаций, с одной стороны, ни специфика личностных характеристик – с другой, не определяют сами по себе характер той или иной поведенческой реакции, а совокупность этих факторов не дает системного представления о механизмах поведения. Такое представление может дать обращение к смысловой сфере личности.

Чтобы адекватно понять суицидальное поведение, необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: «почему» человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и «зачем» он хочет это сделать?

Целью написания реферата является изучение профилактики суицидов в психосоциальной работе.

Основные задачи:

  1. Определить понятия «суицид» и «суицидальное поведение».

  2. Рассмотреть специфику психосоциальной профилактики самоубийств.

  3. Изучить методы психосоциальной профилактики самоубийств.

1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «СУИЦИД» И «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Все статистические данные о самоубийствах имеют определенное искажение по следующим причинам: органы внутренних дел и здравоохранения представляют информацию о данном явлении как о несчастном случае или оставляют место сомнениям и не желают травмировать семью тяжелым известием. О самоубийствах говорят лишь в тех случаях, когда жертва оставляет письмо, в котором объясняет свои намерения; таких случаев относительно не много.

Под суицидом в современной суицидологии понимается умышленное лишение себя жизни. Суицид наблюдается как у психически здоровых людей, так и у психически больных, если заболевание протекает с депрессией.

К суицидальному поведению обычно относят завершенные самоубийства, суицидальные попытки и намерения. Самоубийства и суицидальные попытки представляют собой два принципиально различных рода действий, т.е. завершенный суицид – это не просто преувеличенная форма попытки, а попытка самоубийства – не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства.

Внешними формами суицидального поведения являются: суицидальная попытка; завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Соотношение суицидальных попыток и завершенных суицидов – 10:1.1

При истинном суицидальном поведении намерение покончить с собой не только обдуманно, но нередко долго и постепенно вынашивается. В большинстве случаев этот вид суицидального поведения встречается при психопатических состояниях. Все поведение строится так, чтобы суицидальная попытка обязательно удалась, и в оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения и самоуничтожения.

Суицидальное поведение встречается как при психопатиях, акцентуациях характера, так и у людей без каких-либо выраженных черт характера, снижающих социальную адаптацию. В случае развития суицидального поведения на фоне акцентуаций характера оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях. При патохарактерологических реакциях истинное суицидальное поведение обычно бывает длительной и тяжелой психической травматизацией, избирательно адресующейся слабым сторонам данного типа характера.

Суицидальное поведение аккумулирует в себе различные эмоционально-волевые сферы личности, ее индивидуальные особенности и специфический тип поведения и разрешения конкретной ситуации. Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается статистическими данными. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни это практически здоровые люди, которые попали в остро психотравмирующие ситуацию.

Однако, вопреки этому положению, исследователями выявлен удивительный феномен – неуязвимые личности. Наиболее типичной чертой неуязвимых личностей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря интенсивной мыслительной деятельности и компетентности.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе - семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

Таким образом, понятие «суицид» является внешней формой суицидального поведения и подразумевает сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни. В целом суицид обладает устойчивой, целостной и типологически своеобразной структурой, включающая взаимосвязанные мотивационные, аффективные, ориентировочные и исполнительные компоненты, отражающие индивидуальность суицидента. Понятие суицидальное поведение является комплексным и раскрывает как совокупность внутренних и внешних форм психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

2 СПЕЦИФИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ САМОУБИЙСТВ

Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную профилактику. Потребность в оказании данного вида помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием. Источником внешнего социально-психологического неблагополучия могут выступать социальные, экономические и медико-социальные причины, такие как потеря работы, потеря близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы и т.д., что вызывает необходимость изменения прежних стереотипов поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективно функционировать в новых условиях существования.

Психосоциальную профилактику суицидов можно разделить на две составные части, одной из которых является психосоциальная диагностика и психосоциальная терапия, другая, собственно профилактика, выступает как самостоятельный вид деятельности. Отсюда можно дать следующее определение психосоциальной профилактики – это сознательная, целенаправленная социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных и психологических проблем и достижению желаемого результата.

Ю.А.Клейберг выделяет основные задачи профилактики в психосоциальной работе с лицами суицидального поведения:

-выявление причин и условий, способствующих возникновению проблемы;

-уменьшение вероятности или предупреждения возникновения недопустимых или нежелательных уклонений от системы социальных стандартов и норм, в том числе и социального поведения, лиц находящихся в трудной жизненной ситуации;

-предупреждение возникновения психологических и социальных затруднений у человека;

-помощь в сохранении, поддержании и защите оптимального уровня и образа жизни объекта психосоциальной профилактики;

-содействие субъекту в достижении поставленных целей, в поиске возможных альтернативных целей с помощью раскрытия его возможностей и способностей.2

В психосоциальной профилактике в той или иной мере нуждаются все социальные категории людей и все общество. Основными объектами психосоциальной профилактики суицидов являются лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, неспособные самостоятельно найти выход из создавшегося положения, требующие квалифицированной помощи со стороны. Исходя из этого определения, А.Б.Орлов классифицирует объект психосоциальной профилактики суицидов по следующим категориям3:

- группы социального риска и девиантного поведения;

- некоторые возрастно-половые группы (подростки, пожилые люди, женщины, мужчины);

- лица, социально неустроенные (мигранты, безработные);

- лица, с физическими и психическими нарушениями;

- лица, находящиеся в зависимости от государства (заключенные, люди, находящиеся в интернатах).

Выявленный объект вытекает из целей психосоциальной профилактики и служит основой для формирования ее принципов.

Психосоциальная профилактика изучат природу и генезис суицидального поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, а также социально-психологические, психолого-педагогические и психологические факторы, обуславливающие социопатогенез. Цель психосоциальной профилактики суицидов является обеспечение предупреждения, диагностики и коррекции суицидального поведения, которое может носить разные формы агрессивного, корыстного и социально-пассивного саморазрушающего характера. Цель занимает первоочередное значение в содержании психосоциальной профилактики в области суицидального поведения.

Предметом психосоциальной профилактики являются психологические аспекты превентивной практики, осуществляемой учреждениями и социальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, и т.д.) по предупреждению суицидального поведения и оказанию социально-психологической, медико-психологической и психолого-педагогической помощи группам риска. Психосоциальная профилактика суицидов включает следующие основные разделы.

Во-первых, системный анализ генезиса суицидального поведения, показывающий сложную взаимосвязь биологических и социальных факторов на разных этапах психосоциального развития и социализации индивида и выявляющий разнообразные неблагоприятные характеристики среды, воспитания, природных особенностей, которые затрудняют социальную адаптацию и детерминируют отклонения в психосоциальном развитии индивида.

Во-вторых, типология и психологическая характеристика лиц суицидального поведения, психосоциальной и социальной дезадаптации, проблемы диагностики и коррекции различных видов дезадаптации.

Типология функционально неблагополучных, не справляющихся с задачами воспитания семей, факторов риска семейного воспитания и проблем психологической поддержки и помощи функционально несостоятельным семьям для отдельных случаев работы с суицидами.

Неформальные подростковые асоциальные объединения и группы, их социально-психологические характеристики, групповая динамика, лидерство, субкультура, их влияние на процесс десоциализации несовершеннолетних и пути нейтрализации этого влияния при подростковом суицидальном поведении.

В-третьих, проблемы психологического обеспечения воспитательно-профилактической и охранно-защитной (надзор) деятельности различных государственных учреждений, осуществляющих превентивную практику, социальную, социально-психологическую и медико-психологическую поддержку группе риска, психологические критерии дифференциации функций различных социальных институтов, работающих в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения и правоохранительных органов.

В-четвертых, проблема обеспечения широкого круга профессионально работающих в сфере превентивной практики специалистов (социальных работников, учителей, воспитателей, психологов) адекватными их компетенции диагностико-коррекционным инструментарием и психологическими знаниями.4

Данные направления вытекают из принципов психопрофилактической деятельности и служат основой для формирования ее методов.

3 МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ САМОУБИЙСТВ

Определение содержания, области применения методов и технологий профилактики требует ее разграничения с методами и областью применения психотерапии, границы которой в практической работе оказываются недостаточно четко обозначены. Если профилактическое воздействие означает, что прорабатываются как психологические, так и социальные ситуации, включая ближайшее окружение индивида, то психотерапия, прежде всего, обращена к дискомфортному психическому состоянию, которое может выражаться в страхе, беспокойстве, панике, отчаянии, депрессии, психосоматических проблемах. Психотерапевт, в отличие от психосоциального работника, больше ориентирован не на социально психологическое окружение, а на глубинные пласты психики, включая сферу подсознания и ее формирование в раннем детстве. Классическим методом психотерапии является психоанализ, а также получившие в последние годы развитие методы трасперсональной психотерапии, работающей с измененным сознанием и суггестивные методы.

Профилактика суицидов в психосоциальной работе осуществляется психологическими методами, вытекающими из ее направлений. Их можно представить в следующей классификации.5

Выслушивание - это самый первый и самый главный метод. На просьбу объяснить причину ориентации на суицидальное решение проблем человек эмоционально выплескивает все свои негативные эмоции (например, проблемы в личной жизни, неудачи в делах, конфликт с начальством, плохое самочувствие). Он выговаривается, ему становится легче, и мысль о самоубийстве отступает на второй план. Цель выслушивания состоит в том, чтобы человек, во-первых, высказался и тем самым облегчил восприятие возникшей у него проблемы и улучшил свое состояние; во-вторых, сам нашел альтернативное решение своих проблем.

Метод банализации или снятие синдрома исключительности. Человек обычно склонен думать, что его проблемы – это нечто совершенно исключительное. Если просто указать ему, что у многих людей такие же проблемы и у многих возникают такие же мысли, однако они не думают реализовывать их в действительности, то человек успокаивается.

Эстетический метод. Очень действенный, хотя и довольно примитивный способ воздействия на красивых ухоженных женщин, следящих за своим внешним видом. Нужно рассказать им, как они будут выглядеть в случае совершения того или иного варианта самоубийстве.

Напоминание о детях и родителях. Покончить с собой в принципе может каждый. Но нужно помнить и о своих детях. Как они смогут после этого адаптироваться в социуме. Такую нагрузку на психику, особенно детскую, выдержать очень трудно. Напоминание о родителях будет оказывать влияние на продуктивное функционирование личности-родителей в социуме.

Обесценивание ситуации в масштабах жизни. Предложите посмотреть на происходящее из будущего. Человек, возможно, и сам увидит незначимость своих проблем в настоящем времени.

Метод взвешивания, когда специалист признает, что клиент постоянно сталкивается с трудностями, но при этом предлагает ему сравнить все негативное, что с ним произошло и происходит, с позитивным опытом из прошлого: окончил институт, защитил диссертацию, добился успехов в совей профессии, семья, дети и пр.

В методе контрастирования можно сравнить положение клиента с тем, что происходит у других людей. У многих все гораздо хуже, однако, никто из них не собирается кончать жизнь самоубийством.6

Провокативный метод заключается в том, чтобы постараться заставить клиента оправдываться, что он не такой, как о нем думают. Состоит из следующих элементов:

- позитивное будущее. Специалист должен подчеркнуть, что переживаемые сейчас трудности – явление временное;

- структурирование – разработка программы реализации решения возникшей проблемы, побуждая тем самым клиента к действию;

- помощь другим. Человек в стрессовой ситуации нередко ведет себя как эгоист, поэтому необходимо переключить его внимание на заботу о других, такая забота позволят разрешить собственные проблемы, особенно, если они связаны с отсутствием смысла жизни;

- расширение круга интересов. Человека в таком состоянии нельзя оставлять наедине со своими мыслями и чувствами. Важно наладить полноценное общение с близкими, чтобы он чувствовал поддержку с их стороны. Иногда помогает просмотр фильмов или чтение книг, так как человек невольно проецирует происходящее в фильме или книге на себя. Необходимо знать, что после работы клиент он может испытывать чувство неловкости, стыда перед специалистом за свою слабость, беспомощность. Возможно, в дальнейшем он будет избегать контактов со специалистом;

- использование имеющегося опыта решения проблем клиентом, уверенность в потенциале. Нужно постараться убедить клиента в том, что он самостоятельно может решать возникшие проблемы рациональным путем.

В профилактике суицида огромную роль играет использование психологических методов, позволяющих преодолеть эмоционально кризисные состояния у самих суицидентов и научить их оказывать психологическую поддержку людям с суицидальными намерениями, а также своему ближайшему окружению.

Успех профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Основными методологическими принципами психосоциальной профилактики являются следующие:

- принцип системного междисциплинарного подхода в рассмотрении природы и генезиса суицидального поведения, который обусловлен тем, что суицидальное поведение детерминировано сложной иерархической взаимозависимостью разнообразных факторов как биологического, так и социально-психологического характера, выступающий в разных соотношениях на разных возрастных этапах социализации.

- принцип толерантности предполагает позицию принятия и терпимости по отношению к субъекту с суицидальным поведением, как к личности, испытывающей проблемы и нуждающейся в психологической помощи и поддержке.

- принцип практикоориентированности предполагает необходимость использования психосоциальной профилактики в практической работе психологов, социальных работников, учителей, представителей управленческих структур и правоохранительных органов и выступает как основной критерий истинности и эффективности научных разработок психосоциальной профилактики.

- технологичность, как принцип, требует доведения научных разработок и результатов исследований до уровня конкретных психосоциальных, диагностических и коррекционно-реабилитационных технологий, которые могли бы применяться в работе с различными типами группы риска в различных социальных учреждениях (реабилитационные центры, психологические консультации). 7

Структуру психопрофилактической деятельности можно представить на первичном, вторичном и третичной уровнях.

Первичная профилактика направлена на формирование адекватного стиля поведения в трудных жизненных ситуациях. Существенную роль в достижении целей этого этапа играет современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации личности — семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (включающего микросоциальное окружение).

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

-формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие психологически устойчивого стиля поведения;

-формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку суициденту, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-психологической адаптации после попытки самоубийства;

-внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие адекватной модели поведения при разрешении трудной жизненной ситуации, а также технологий раннего обнаружения случаев наличия суицидального поведения у учащихся;

-развитие социально-профилактической инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение суицидента.8

Именно поэтому в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, а на причины суицидального поведения и его последствия, на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже находится в состоянии суицидального поведения. Цель профилактики – максимально сократить продолжительность воздействия стрессогеной ситуации на человека, ограничить степень вреда, наносимого как суициденту, так и окружающему микросоциуму – друзьям, одноклассникам, семье, то есть предотвратить самоубийство. Результативность этого этапа может быть определена по восстановлению личностного и социального статуса суицидента.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления суицидального поведения, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.9

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких суицидентов должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к рецидиву, оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких индивидов в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования и т.д.).

В случаях, когда совершается попытка самоубийства, суицидент нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего, необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали суициду, имеется ли соматическая патология, какие индивидуально-личностные особенности суицидента и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.

Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов самоубийств. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления лица, совершившего суицид к деятельности на максимально возможном уровне.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации.

Работа с родителями в процессе профилактики суицидов предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению суицидального поведения) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики) задач.10

Таким образом, психосоциальная профилактика раскрывается как сознательная целенаправленная социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных и психологических проблем и достижению желаемого результата в психосоциальной работе при работе с суицидентами. Объект данной деятельности классифицируется по различным категориям, что позволяет дифференцировать работу с ними выбирать адекватные методы и направления психосоциальной работы. Структура психопрофилактической деятельности позволяет адекватно выстроить данную работу на различных уровнях.

Профилактика суицидов опирается на основные направления психосоциальной работы, используя некоторые ее методы и технологии, включая их в комплекс своей деятельности с лицами суицидального поведения. Проблема психосоциальной профилактики суицидов состоит в постоянном совершенствовании и адаптации методов работы с ними. Особой трудностью профилактики в психосоциальной работе является поддержка равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности, а также условия и ресурсы помощи. Суть помощи состоит в эффективном участии в решении психологических, межличностных и социальных проблем суицидента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критические ситуации, несмотря на степень их сложности, требуют от человека различной внутренней работы. Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активности внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои прежние возможности реализации жизненных замыслов. Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и одновременно реконструкции своего «Я».

Необходимо отметить одну принципиально особенность трудных ситуаций, имеющую первостепенное значение для их понимания. Эта особенность состоит в том, что суицидальное поведение, как способ разрешения трудной жизненной ситуации, есть индивидуальный психосоциальный феномен. Другими словами, будет ли данная ситуация представлять для человека трудность, зависит от того, как он ее воспринимает, оценивает, интерпретирует. Это, в свою очередь, определяется тем, какой личностный смысл данная ситуация для него имеет, насколько она субъективно значима. Возможно, именно этим объясняются те факты, когда обстоятельства одними людьми воспринимаются как препятствие, неразрешимая проблема, для других же остаются практически незначимыми. Примером может служить феномен «неуязвимой личности», умеющей особенным образом относиться к напряженной и конфликтной обстановке, которая для большинства других личностей является непереносимой травмой и провоцирует отклонения в поведении, вплоть до суицида.

К факторам, усугубляющим суицидальное поведение, могут относиться причины социально-психологического, социально-культурного, социально-экономического характера. В основе интерпретации причин суицидального поведения могут лежать рассмотренные типологии и формы данного явления, которые необходимо аккумулировать для адекватного объяснения факторов, приводящих к суициду.

Описание данного явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех или иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти; в-третьих, подвергаются модификации нравственные ценности личности; принятие суицидального решения заключается в акте проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти. В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъективностью. Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

При профилактической деятельности специалист должен отличать истинное суицидальное поведение от сходных вариантов самопожертвований и демонстративно-шантажных попыток, цель которых – не лишить себя жизни, а только продемонстрировать это намерение. Причем, следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за неучета ряда обстоятельств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов./ Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 512 с.

  2. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социологические исследования. – 2012. - №5. - С.76-81.

  3. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Москва: ИЦ «Академия», 2011. –240 с.

  4. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов./ Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – Москва: Гардарика, 2010. - 432 с.

  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. /Ю.А. Клейберг. - Москва: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.

  6. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учебное пособие./ Н.И. Непомнящая. – Москва: ГИУ ВЛАДОС, 2010. – 192с.

  7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Учебное пособие./ А.Б. Орлов. – Москва: ИЦ «Академия», 2009. – 222 с.

  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.Н. Поливанов.а – Москва: Издательский центр «Академия», 2010.-184 с.

  9. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.

  10. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 240 с.

1 Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов – Москва: ИЦ «Академия», 2011. – С. 95.

2 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. /Ю.А. Клейберг. - Москва: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – С.76.

3 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Учебное пособие/ А.Б. Орлов. – Москва: ИЦ «Академия», 2009. – С.114.

4 Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – С.90.

5 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.Н. Поливанова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010.- С.74.

6 Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов./ Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – С.398.

7 Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С.112.

8 Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социологические исследования. – 2002. - №5. - С.76-81.

9 Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учебное пособие./ Н.И. Непомнящая – Москва: ГИУ ВЛАДОС, 2010. – С.59.

10 Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов./ Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – Москва: Гардарика, 2010. – С.177.

21

Просмотров работы: 5681