ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Борисенко С.М. 1
1Новошахтинский филиал Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследователи указывают на значительное увеличение численности пожилых людей в России и мире1. Так, по данным Е.И. Комаровой и А.И. Войтенко удельный вес пенсионеров в структуре населения России на начало нового века составлял более 23 %2.

Пожилые люди сталкиваются с рядом социально-экономических, нравственно-этических и психологических проблем, которые обусловлены условиями политической нестабильности, кризисным состоянием экономики и возрастными особенностями, такими как неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезни, малообеспеченность, одиночество.

Указанные выше тенденции требуют особого внимания государства к проблемам пожилых людей, к необходимости оказания им социальной поддержки и защиты. В Российской Федерации неотъемлемой частью государственной системы социального обеспечения выступает социальное обслуживание престарелых, включающее целый комплекс социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. Грамотно организованное социальное управление позволит более эффективно решать различного рода проблемы, стоящие перед пожилыми людьми, помочь им сохранить чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих, обеспечить их достойное и цивилизованное существование.

Старость – закономерно и неизбежно наступающий заключительный период возрастного развития человека. Согласно разделению возрастных периодов жизни человека, принятого ВОЗ, – возраст 45-59 лет называется средним, 60-74 года – пожилым, 75-89 лет – старым, а люди старше 90 лет считаются долгожителями 3.

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние время в странах мира, – рост абсолютного числа и относительной части населения пожилых людей. Так, по сведениям ООН, в 1950 г. в мире жило около 200000000 людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество выросло до 550000000. По предположению, к 2025 г. численность населения старше 60 лет достигнет 1100000000 человек. Если сравнивать с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, а число население планеты возрастет только в 3 раза4.

Основными причинами старения жителей является снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни пожилых людей за счет прогресса медицины и повышения качества жизни населения.

Люди, достигая преклонного возраста, сталкиваются с определенными проблемами, самыми актуальными из которых являются:

1. сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми людьми как главная ценность, что создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию;

2. материальная обеспеченность: невысокий размер пенсии является основным стимулом того, что пенсионеры продолжают работать;

3. проблема одиночества, возникающая в связи с утратой деловых связей и смертью близких. Данная проблема приводит к снижению адаптированности пожилых людей в обществе.

Помочь справится с этими проблемами, особенно с третьей, способно социальное обслуживание.

Формированию социального обслуживания пожилых людей уделяется в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне важное дополнение к денежным выплатам, увеличивающее результативность всей государственной системы социального обеспечения.

Государство, обеспечивая социальную защищенность пожилых людей, призвано предоставлять им необходимые условия для личностного развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей. Сейчас этот круг лиц причисляются к наиболее социально незащищенным категориям населения так же как инвалиды5.

Неотъемлемым частью государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации является социальное обслуживание пожилых, оно включает разные виды социальных услуг, которые направлены на удовлетворение особых потребностей этой категории лиц. Сейчас наше государство прилагает попытки создания комплексной системы социального обслуживания населения. А оно в свою очередь, являет собой работу социальных служб по социальной поддержке, предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

Социальное обслуживание является деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации6.

В соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», тяжелая жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причины ее возникновения могут быть самые различные: инвалидность, болезнь, преклонный возраст, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.7.

Право на социальное обслуживание имеют граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Социальное обслуживание – это часть системы социального обеспечения, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных законов в этой области, а также контроль за их исполнением. Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию населения8. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: разработка, определение структуры органов управления социальным обслуживанием и организация их деятельности; финансирование и осуществление региональных программ социального обслуживания; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и др.

Социальное обслуживание базируется на следующих пунктах: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность.

Законодательство рассматривает следующие виды социального обслуживания: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; стационарное социальное обслуживание; временный приют; дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги 9.

Материальная помощь оказывается людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, в виде финансовых средств, средств для ухода за детьми, продуктов питания, средств санитарии, средств гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, и особых транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, которые нуждаются в постороннем уходе.

В учреждениях социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» утверждено Положение об оказании такой помощи.10

В государственных учреждениях социальные услуги оказываются бесплатно:

1) людям, которые не способны к самостоятельному обслуживанию из-за преклонного возраста, болезни, инвалидности, не имеющим родственников, которые могли бы обеспечить им помощь и уход, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором они проживают;

2) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;

3) несовершеннолетним детям.

Платные социальные услуги оказываются государственными социальными службами в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.

Право социального обеспечения регулирует только те отношения, которые возникают из предоставления бесплатных или частично-платных услуг. Условия предоставления платных услуг устанавливаются нормами гражданского права.

Все виды социальных услуг, которые оказываются как государственными (или муниципальными) учреждениями, так и индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями должны соответствовать стандартам. Стандарты социального обслуживания в МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска», утверждены постановлением Администрации города от 27.01.2012, № 58.11

Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным критериям: форма собственности учреждений; типы учреждений; виды учреждений.

По формам собственности учреждения делятся на государственные и иные формы собственности (негосударственные).

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения делят на следующие типы: стационарные; полустационарные; комплексные; нестационарные; отделения срочного социального обслуживания; отделения срочной социально-консультационной помощи; отделения социального обслуживания на дому.

Таким образом, жизнь человека подводит его к старости, а она подразумевает под собой особые проблемы, с которым способны справится только специально подготовленные люди. А с каждым годом население пожилых людей на планете и естественно, в нашей стране, увеличивается. Государство обеспечивает защиту и достойное проживание пожилых людей, создавая и увеличивая число центров социального обслуживания. Социальное обслуживание пожилых людей с каждым годом улучшается, подкрепляется законодательной базой и четко прописывает свою структуру. В структуру социального обслуживания, в свою очередь, входят такие элементы как задачи, функции учреждения, направления деятельности отделений, зачисление и выписывание после оказанной помощи. Организации социального обслуживания представляют собой учреждения, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в российской федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 2 ноября 2011 г.: по состоянию на 9 ноября 2011 г.] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121887

  2. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон : [принят Гос. Думой 15 ноября 1995 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.] / Система Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/105642/

  3. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: федер. Закон: [принят Гос. Думой 15 ноября 1995 г.: по состоянию на 23июля 2008г.] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n

  4. Комаров Е.И. Менеджмент социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Комаров. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 288 с.

  5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум [Электронный ресурс] /Е.Е.Мачульская, К.В.Добромыслов. – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v53476/

  6. Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0359/analit03.php

  7. Никонова Э.И. Место и роль пожилых людей в современном Российском обществе [Текст]/ Э.И.Никонова // Социология и социальная работа / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007. – № 3 (8). – 76–81.

  8. Основы геронтологии и гериатрии: учебное пособие [Текст] /А.Б.Погодина, А.Х.Газимов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 253 с.

  9. Об утверждении стандартов социального обслуживания в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.novoshakhtinsk.org/administration/management/legislative_acts/resolutions/102/17567//

  10. Социально незащищенные категории населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosportal.ru/21/2/i1_2828.htm

1Никонова Э.И. Место и роль пожилых людей в современном Российском обществе [Текст]/ Э.И.Никонова // Социология и социальная работа / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007. – № 3 (8). – 76–81.

2 Комарова Е.И. Менеджмент социальной работы [Текст]/Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М.:ВЛАДОС, 2001. – С. 288.

3 Основы геронтологии и гериатрии: учебное пособие [Текст] /А.Б.Погодина, А.Х.Газимов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 253 с.

4 Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0359/analit03.php

5 Социально незащищенные категории населения [Электронный ресурс]. – URL http://www.mosportal.ru/21/2/i1_2828.htm

6 Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум [Электронный ресурс]. – URL http://nashaucheba.ru/v53476/мачульская_е.е.,_добромыслов_к.в._право_социального_обеспечения._учебное_пособие_и_практикум?page=14

7 Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: федер. Закон: [принят Гос. Думой 15 ноября 1995 г.: по состоянию на 23 июля 2008г.] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78745

8 Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 15 ноября 1995 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.] / Система Гарант. – URL: http://base.garant.ru/105642/.

9 Там же

10 Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в российской федерации [Электронный ресурс]: федер. закон : [принят Гос. Думой 2 ноября 2011 г.: по состоянию на 9 ноября 2011г.] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121887

11 Об утверждении стандартов социального обслуживания в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска» [Электронный ресурс]. – URL http://www.novoshakhtinsk.org/administration/management/legislative_acts/resolutions/102/17567//

10

Просмотров работы: 2293