ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ: НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОШАХТИНСКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ: НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОШАХТИНСКА

Баглай В.С. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Год за годом реклама начинает переступать рамки экономических задач, и берет свое направление в достижении решений социальных отношений и проблем в обществе, пытается направить людей на здоровый образ жизни, на защиту и поддержку незащищенных слоев населения, на борьбу с бедностью, преступностью, коррупцией, загрязнением природы и многих других важных факторов.

Социальная реклама своей основной задачей ставит не только отражение социальных проблем общества, но и призывает к их решению, используя один из самых современных каналов коммуникации - рекламный.

В социальной практике социальная реклама выражается в различных формах и видах, которые позволяют ей оказывать положительное влияние на решение социальных проблем. Социальную рекламу сегодня можно встретить в различных средствах передачи информации. Самыми распространенными средствами информации в наше время являются - телевидение, включающее видеоролики с социальным уклоном; баннеры с различными социальными плакатами, социальными фотографиями; листовки, выражающие проблемы населения; и, конечно же, всеобщая сеть - интернет, которая включает в себя все формы социальной рекламы.

Так, например, в ходе трех дневного контент-анализа, проведенного автором, был проанализирован рекламный эфир двух каналов телевидения. Одним из них является распространенный бесплатный канал - «Россия», а другим распространенный платный канал - «Ru TV» (Приложение 1). В результате исследования было просмотрено 957 рекламных роликов, из них на бесплатном канале было показано: 393 коммерческих рекламных роликов; 106 коммерческих рекламных роликов с социальным уклоном; 11 социальных рекламных роликов. А на платном канале количество просмотренных рекламных роликов составляло - 395 коммерческих рекламных роликов; 25 коммерческих рекламных роликов, с социальным уклоном; 27 социальных рекламных роликов. Проанализировав данные телеканалы можно отметить, что количество коммерческих реклам превышает во много раз количество социальных реклам. Коммерческие рекламы с социальным уклоном так же имеют преимущество над социальными рекламами. Но все же распространение социальных реклам с каждым годом набирает свои обороты, поднимая в обществе более острые проблемы и затрагивая тех категорий людей, которые в большей степени подвержены риску. Тематики такие, как доступная среда для детей-инвалидов, чрезмерное употребление табака и проблема ВИЧ и СПИД болезней, затронутые в социальных рекламах контент-анализа, демонстрируют важные и актуальные проблемы общества. В коммерческих рекламах социального уклона ярко выражаются такие социальные аспекты, как отношение родителей с детьми; помощь детям из детских домов; состав семьи, т. е. показаны полные семьи (мама, папа, несколько детей); уделяется внимание и семьям, проживающим вместе с пожилыми родителями (мама, папа, дети, бабушка, дедушка).

В целом распространение социальных рекламных роликов на телевидении начинает переходить на новый уровень. Сравнительный анализ двух телеканалов, позволил выявить то, что социальная реклама на бесплатном канале менее распространена, по сравнению с платным (11 реклам против 27). Основными темами выявленных социальных реклам являются «Профилактика курения табака» и «Доступная среда для детей-инвалидов» («Россия»), «Профилактика курения табака» и «Профилактика, направленная на ВИЧ и СПИД заболевания» («Ru TV»). Следовательно, социальная реклама присутствует сегодня практически на каждом канале телевидения, не зависимо от того является ли этот канал платным или бесплатным.

Очевидно, что социальная реклама - как один из распространенных способов социальной работы, в современном мире становится не только средством передачи острых проблем общества, но и оказывает влияние на решение этих проблем.

Социальная реклама усиливает масштабы своего распространения на международном уровне, региональном, а так же и на муниципальном. Сегодня социальная реклама существует в каждым развивающемся большом городе, но постепенно она начинает приобретать огромное значение и в маленьких провинциальных городах. Примером такого города является город Новошахтинск, в котором социальная реклама еще не в значительной степени, но все же приобретает первые стадии своего развития.

Социальное пространство в городе Новошахтинске охватывает практически все информационные сферы жизни человека, начиная с глобальных - сеть интернет и телевидение, и переключаясь на второстепенные - радио, буклеты, баннеры, плакаты, листовки и т.д. Социальная реклама имеет преимущество во всех формах распространения рекламного пространства, однако тематическое ее развитие находится в зачаточном состоянии. Проблемы групп социального риска и социальных рисков общества в социальных рекламах демонстрируются в неполном объеме, поднимаются только некоторые проблемы общества («Курение убивает», «Алкоголь за рулем забирает жизнь», «Помни! Дорогу переходят дети», «Большая скорость - последний путь»).

В связи с исследованием актуальность приобретает выявление и оценка ресурсов размещения социальной рекламы в муниципальном образовании г. Новошахтинска. В контексте проведенного исследования было выявлено, что в г. Новошахтинске рекламоносителями являются:

1.                Городские СМИ;

2.                Баннеры;

3.                Рекламные ролики, Новошахтинского телеканала «Несветай»;

4.                Социальные картинки;

5.                Социальные плакаты;

6.                Социальная фотография;

7.                Видеоролики.

Обратившись в основные СМИ г. Новошахтинска «Знамя Шахтера», автором был получен отказ в получении статистики размещения социальных реклам в городе. Было мотивировано тем, что статистических данных о размещении социальных реклам не ведется. Однако со слов сотрудников, за год размещается около 97% коммерческих реклам и 15 - 20% социальных реклам. Происходит это на законодательной основе по заказу Администрации города, на расширение и распространение реклам с социальным уклоном городу Новошахтинску не хватает средств. Кроме Администрации г. Новошахтинска заказчиками социальных реклам могут выступать общественные организации и Федеральные службы. В городе не существует специальных рекламных агентств, которые бы занимались размещением социальных реклам, однако городу осуществляется поддержка в виде следующих средств - меценатов, индивидуальных пожертвований, благотворительных организаций. Так, одним из предпринимателей города Новошахтинска является благотворитель М.В.Яковенко, директор гостиницы «Заря», который организовал интерактивную доску с ежедневным показом всему городу различных рекламных роликов, в том числе и социальных. В день демонстрируется 336 социальных рекламных роликов, которые сообщают о различных социальных проблемах общества, акцентируясь на пропаганде против курения, алкоголя, наркомании, а так же они информируют о противопожарной опасности, о брошенных детях, пожилых людях. Иногда в рекламные социальные ролики добавляются темы социальных реклам, призывающие «Береги природу» и «Сохраняй семейный очаг». Социальные рекламные ролики ежемесячно обновляются, каждая социальная реклама демонстрируется по 56 раз в день. Но, к сожалению, и в этом учреждении не ведется статистики показанных социальных реклам.

На муниципальном уровне конкурсы социальных реклам не проводятся и не стимулируются, а активизируется участие во всероссийских конкурсах, но без информационной поддержки. Социальная реклама в городе находится в зачаточном состоянии. В городе Новошахтинске не используются субъективные (конкурсы и акции) и объективные (службы рекламного агентства не образовываются, социальное рекламное пространство зависит от регионального уровня) ресурсы социальной рекламы.

По мнению автора, для решения проблем, следует активно организовывать проведение на местном уровне конкурсов, посвященных социальной рекламе, чтобы выбирать лучшие работы, и размещать их на баннерах и социальных плакатах. Так же можно проводить мастер-классы на темы социальной рекламы, предлагая поучаствовать в них различным организациям и учреждениям города Новошахтинска. Следовательно, нужно, привлекать местные СМИ для того, чтобы они вели статистику размещения социальных реклам по городу.

В настоящее время появляется целый ряд актуальных проблем в жизни общества, которые требуют последующего решения. Социальная реклама выступает, как одна из технологий социальной работы и имеет большую ценность в системе социальной работы с населением. Она не только привлекает внимание общества к социальным проблемам, но и призывает к их решению. При решении острых социальных проблем социальная реклама применяет множество различных способов их осуществления[1].

В современном российском обществе социальная реклама направлена на преодоление различных симптомов общественной патологии - вредных разрушительных привычек: курения, алкоголизма, наркомании, тунеядства, проявлений социальной агрессии и насилия в семье. Здесь же преодоление не предотвращенных медицинской профилактикой, эпидемически распространяющихся болезней - СПИДа, туберкулеза, гепатита и прочих. Она нацелена и на преодоление такой группы социально значимых девиантных вариаций поведения, как вождение транспорта в нетрезвом состоянии, приводящее к гибели людей, наличие детской беспризорности, и различные варианты социальной дискриминации.

Анализ современного состояния рекламного пространства в городе Новошахтинске в контексте социальных проблем свидетельствует что, необходимо стремиться выходить на новый уровень развития социальных реклам, так как в городе не используются не субъективные, не объективные ресурсы социальной рекламы. Для решения данных проблем, следует активно организовывать проведение конкурсов социальной рекламы, для популяризации работ, а так же можно проводить мастер-классы по созданию социальной рекламы, предлагая поучаствовать в них различным организациям и учреждениям города Новошахтинска. Следует привлекать местные СМИ для ведения статистических данных о размещении социальных реклам по городу.

Проведение вышеперечисленных мероприятий позволит актуализировать социальные проблемы муниципального образования и поиск решений их преодоления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Российская Федерация, Законы, О рекламе: № 38-ФЗ от 13 марта 2006 (в последней ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 416-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/advert/26_1.html#p47

2.                Антипов К.В. Основы рекламы [Текст]: учебное пособие / К. В. Антипов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 328 с.

3.                Белянин А. Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления [Текст]: / А.Б.Белянин - М., 2007. - 23 с.

4.                Вайнер Н.С. Оценка эффективности социальной рекламы [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С.Вайнер, В.Горлов. - М., 2008. - 318 с.

5.                Выдрина А. С. Место и роль социальной рекламы некоммерческих организаций в развитии третьего сектора общества [Текст] / А.С. Выдриной // Вестник: Самарского государственного университета. - 2007. - № 1. - с. 11-16.

6.                Грановский Л. Г. Определения качества и эффективности менеджмента рекламной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Г.Грановский, В.Л. Полукаров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 315 с.

7.                Дейян А. Реклама [Текст]: учебное пособие / А.Дейян. - М.: «Сирин», 2002. - 126 с.

8.                Дмитриев Л. М. Социальная реклама [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «реклама» и «связи с общественностью» / [Л.М. Дмитриева и др.] под. ред. Л.М. Дмитриева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.

9.                Донец С.Н. Информирование населения о деятельности учреждения социального обслуживания как вид социальной рекламы [Текст] / С.Н.Донец // Работник социальной службы. - 2009. - № 3. - С. 60-64.

10.           Дьяченко А. Социальная реклама: взгляд молодых [Текст] / А.Дьяченко // Студенческий меридиан. - 2010. - № 9. - С. 10-13.

11.           Евтеева О. Социальная реклама государственного сектора [Текст] / О.Евтеева // Социальное обеспечение. - 2005. - № 21. - С. 12-13.

12.           Земсков С.Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления [Текст] / С.Земсков // Власть. - 2009. - №10 - С. 42.

13.           Исаев С. М. Правительственная социальная реклама: теория и практика [Текст]: учебное пособие / С.М.Исаев. - М.: «Лист Нью», 2008. - 186 с.

14.           Казаков М. Реклама [Текст]: учебное пособие / М. Казаков. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 76 с.

15.           Ковалева А.В. История, теория и технологии социальной рекламы (опыт социологического исследования проблемы) [Текст]: учебное пособие / А.В.Ковалева. - Барнаул, 2005. - 248 с.

16.           Ковалева А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения [Текст]: учебное пособие / А.В.Ковалева. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2006. - 248 с.

17.           Ковалева А.В. Социальная реклама в современной России: цели и функции [Текст] / А.В. Ковалева // Вестник Красноярского ун-та. - 2006. - №3. - С23-38.

18.           Кочергина Д.С. Социальная реклама как фактор гуманизации современного общества [Текст]: учебное пособие / Д.С.Кочергина. - Омск, 2007. - 350 с.

19.           Кузнецов П. А. Социальная реклама: теория и практика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «реклама», «связи с общественностью» / П.А. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 175с.

20.           Кутлалиев А. Эффективность рекламы [Текст]: учебное пособие / А.Кутлалиев, А.Попов. - М.: Эксмо, 2005. - 215 с.

21.           Маркин И. Институт социальной рекламы в оценках россиян [Текст] / И.Маркин // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 20-21.

22.           Музыкант В.Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы [Текст]: учебное пособие / В.Л.Музыкант. - М.: Эксмо, 2006. - 240 с.

23.           Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Г. Николайшвили. - М.: Аспект пресс, 2008. - 191с.

24.           Пискунова М.И.Социальная реклама как инструмент решения острых общественных проблем [Текст]: учебное пособие / М.И.Пискунова. - М.: «МедиаМир», 2013. - С. 117-133.

25.           Плетнева Н.А. Принципы формирования бюджета коммуникационной кампании в социальной сфере [Текст] / Н.А.Плетнева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 3. - С. 32-38.

26.           Романов А.А. Интернет-реклама [Текст]: учебно-практическое пособие Московский государственный университет экономики, статистики и информатики / А.А.Романов, Р.В.Каптюхин. - М., 2005. - 339 с.

27.           Ромат Е.В. Реклама [Текст]: учебник для вузов (7-е изд.) / Е.В.Ромат. - Санкт-Петербург: - Издательство «Питер», 2008. - 512 с.

28.           Савельева О.О. Социология рекламного воздействия [Текст]: учебное пособие / О.О.Савельева. - М.: «РИП-холдинг», 2006. - 503 с.

29.           Струнец А. Не кури. Не пей. Не колись [Текст] / А.Струнец // Студенческий меридиан. - 2009. - № 6. - С. 18-21.

30.           Сюняков Р.М. Качественная реклама в современном мире [Текст] / Р.М.Сюняков // Инновационный менеджмент. - 2008. - № 3. - С. 17-23.

31.           Титов А. Твое здоровье в твоих руках [Текст] / А.Титов // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - № 8. - С. 29.

32.           Ученова В.В. Социальная реклама [Текст]: учебное пособие / В.В.Ученова, Н.В.Старых. - М.: Индекс «Медиа», 2006. - 22 с.

33.           Шапорева Т.Н. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Шапорева. - М., 2006. - 48 с.

34.           Баглай В.С. Модель социальной рекламы, обеспечивающая доступную среду для инвалидов [Электронный ресурс] / В.С.Баглай // Студенческий научный форум - 2014. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/573/3219

35.           Виды рекламы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_v/types_of_advertising/

36.           Виды социальной рекламы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Vidy-socialnoi-reklamy.php

37.           Краткая история социальной рекламы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=390&SECTION_ID=122

38.           Понятие и функции социальной рекламы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.basicmarketing.ru/bamars-270-3.html

39.           Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/BA7F2BFF491A4B938D7C5FA5FA4687B1

40.           Социальная реклама [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1132

41.           Социальная реклама [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/advert/social_adv.htm

42.           Социальная реклама [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0

43.           Социальная реклама как основа развития современной общественной жизни [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=5032&SECTION_ID=110

44.           Что такое социальная реклама? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moikompas.ru/compas/social_reklama

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Контент-анализ телепередач за три дня

 

Коммерческие рекламы

Коммерческие рекламы, с социальным уклоном

 

Социальные рекламы

 

Количество просмотренных реклам на бесплатном канале «Россия»

393

106

11

 

15 - коммерческие рекламы, где семья состоит из - дети, родители, бабушка, дедушка

18 - коммерческие рекламы, семья из 5-ти человек (мама, папа, 3 ребенка)

29 - коммерческие рекламы, семья из 4-х человек (мама, папа, 2 ребенка)

26 - коммерческие рекламы, семья из 3-х человек (мама, папа, 1 ребенок)

18 - коммерческие рекламы, взаимопонимание «Отцов и детей» и «Матерей и детей»

2 - «Чрезмерное употребление табака вредит вашему здоровью»

9 - «Доступная среда для детей-инвалидов»

 

Количество просмотренных реклам на платном канале «RuTV»

395

25

27

 

25 - коммерческие рекламы, акция «Помоги детям из детских домов»

18 - против ВИЧ и СПИД болезней

9 - «Курение вредит вашему здоровью»

 



[1] Баглай В.С. Модель социальной рекламы, обеспечивающая доступную среду для инвалидов [Электронный ресурс] / В.С.Баглай // Студенческий научный форум - 2014. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/573/3219

Просмотров работы: 1954