ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВЬЕ РАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВЬЕ РАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Никонова А.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети, как известно, являются продуктом своей среды, которая формирует их разум, образ жизни, привычки. Поэтому здоровый образ жизни нужно формировать с детского возраста. Но не во всех семьях обращают внимание на здоровье и здоровый образ жизни своего ребенка, родители в неблагополучных семьях не только не занимаются здоровьем своих детей, но и показывают плохой пример, употребляя алкоголь или наркотики, поэтому несовершеннолетние, проживая в таком окружении, являются группой социального риска. Пониженный уровень здоровья и знаний основных принципов его сохранения у детей и подростков групп риска впоследствиипроявляются в формах здоровьеразрушающего поведения.

Можно отметить, что к группе социального рискаотносятся несовершеннолетние:

  • с отклонениями в развитии, с зависимыми формами поведения, с диагнозами наркомании, алкоголизма, токсикомании; утратившими семейные, родственные и другие позитивные социальные связи - отказавшимися жить в семье или в интернатном учреждении;
  • проживающие в семьях групп социального риска; оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию;
  • дети и подростки, которые подверглись любым формам физического, сексуального, психического насилия;
  • нуждающиеся в социально-психологической реабилитации и адаптации, психокоррекционной и социально-психологической помощи[1].

Работая с такими детьми и подростками, специалисты должны не только помочь им реабилитироваться, получить психологическую и правовую помощь, но и приобрести знания и навыки о здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому одной из основных задач в социальной работеявляетсяизучение и совершенствование форм и методовздоровьесбережения и профилактики здоровьеразрушающих форм поведения детей и подростковгрупп риска.

Проектирование является одним из методов социальной профилактики здоровьеразрушающего поведения, способствует обучению детей основам здорового образа жизни. Основоположником социально-педагогического подхода в реализации социальных проектов считается Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, который считал истинным и ценным только то, что дает практический результат и направленно на благо общества. В таком контексте он и предложил метод проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельность, творческую активность детей и подростков; ондает возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками, внести в мир изменения «своими руками».

Разновидностью социального проектирования является метод социально-образовательного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации и стимулирования самостоятельной образовательной, воспитательной, развивающей деятельности детей и подростков, интегрирующий в себе групповые методы, рефлексивные, исследовательские методики, комплекс мероприятий, беседы, игры, проведение различных упражнений, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр кинофильмов, праздники, викторины, тренинги.

Цель проектов обучающих учащихся здоровому образу жизни - формирование в детях и подростках социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Внедрение проектов по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:

  • формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
  • выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
  • закрепление гигиенических навыков и привычек;
  • приобщение к разумной физической активности;
  • обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Любой проект имеет определенную структуру и этапы работы над ним[2]:

1-й этап - погружение в проект; проблема проекта; цель и задачи; принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап - внедрение программы; какие формы работы применяются для реализации поставленной задачи.

3-й этап - принятие отчета; обобщаются полученные результаты; подводятся итоги работы.

С целью развития основ здоровьесбережения у воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», в период 14.11.2014г. по 16.12.14 г. была разработана и внедрена социально-образовательная программа «Тропинка здоровья». Эта программа была направлена на группу детей социального риска дошкольного и школьного возраста, состоящая из 10 человек, в возрасте от 4 до 11 лет. Целью программы «Тропинка здоровья» являлось способствование формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни.

Для осуществления социально - образовательной программы был создан комплекс организационных мероприятий: каждое занятие с помощью презентации начиналось с беседы на ту или иную проблему о здоровье, рассуждали, высказывали свое мнение о видении проблемы, и закрепляли материал. После обсуждения темы проводились физкультурные минутки; выполняли комплексы общеукрепляющих упражнений; выполнялись «зарядки для глаз», по профилактике зрения; осуществлялись упражнения для дыхательной системы ребенка; реализовывалось развитие и укрепление мелкой моторики кисти у детей; применение упражнений для детей на внимание и развитие мышления.

В ходе реализации программы было отмечено, что с помощью бесед, игр, просмотра обучающе-развивающих материалов (презентаций) о здоровье воспитанники больше узнали о здоровом образа жизни,у детей улучшились коммуникативные навыки с помощью совместной досуговой деятельности по освоению здоровьесберегающих методик, а также повысился общий уровень социальных и когнитивных знаний и навыков в области здоровья и здорового образа жизни.

Можно отметить, что проектирование является одним из эффективных методов работы в воспитаниивалеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также служит платформой формирования правильного образа жизни у детей и подростков групп социального риска.

 

Литература:

1.                  Отчеты о деятельности социально-реабилитационного центра [Электронный ресурс] / Межрегиональный общественный благотворительный фонд «За здоровое поколение на пороге XXI века».

2.             Учительский портал [Электронный ресурс] / Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ через метод проектов -

 

Просмотров работы: 1026