СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенных исследований нами отмечено, что в России есть огромные возможности для отдыха и работы, начиная от зимних видов спорта, деловых поездок, учебы и заканчивая санаторно-курортным лечением и экотуризмом. ЮНВТО рассматривает Россию как страну с огромным потенциалом для развития туризма. Это самая большая страна на Земле, которая протянулась на девять часовых поясов от Калининграда до Владивостока. Где температура колеблется от -70 до +45. Кроме того, Россия - это многонациональное и многоконфессиональное государство, где Европа действительно встречается с Азией. Природные чудеса здесь можно найти повсюду: гейзеры на Камчатке, Алтай, заснеженные горы Кавказа, сибирская тайга, озеро Байкал, живописные долины Волги и Золотое кольцо. В сочетании с ее искусством, архитектурой и культурой, Россия – это поистине мечта для любого искателя приключений и путешественника.

По итогам Всемирного экономического форума в 2009 г. появилась статистика, описывающая результаты комплексной оценки уровня конкурентоспособности туристского сектора России. В частности, наша страна заняла 59-е место из 133. При этом по числу природных объектов мирового значения Россия занимает 5-е место, по числу культурных – 9-е, по качеству дорог – 104-е, по уровню авиатранспорта – 88-е, по числу мест в гостиницах – 85-е, по ценовой доступности размещения – 115-е, а по показателю «приоритет сектора туризма для государства» – 127-е. Очевидно, что такие цифры на фоне слабой экономической конъюнктуры не оказывают существенной поддержки индустрии гостеприимства[1].

Устойчивое поступательное развитие и стабилизация рыночных отношений ставит перед научным и предпринимательским сообществом задачи поиска направлений по созданию условий экономического роста за счет увеличения производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе комплексного использования внутренних ресурсов, в том числе рекреационного-туристского потенциала. Для 38% стран туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода[2].

Индустрия гостеприимства в России сформировалась как самостоятельный сектор рынка сравнительно недавно. Во многом развитие гостиничного бизнеса в современной России происходило схоластически, методом проб и ошибок, а научные методы организации и управления отечественными предпринимателями по ряду причин практически не были востребованы. При этом хорошо понимая, что гостиничный бизнес способен обеспечить стабильный доход в как федеральный бюджет, так региональный и муниципальный, - число гостиниц и аналогичных средств размещения в России стали расти с каждым годом.

Опасность остаться на периферии и угроза острой конкуренции вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительство и частные компании начали инвестировать средства в туристский и гостиничный бизнес. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых отелей, изменению структуры управления предприятий индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих гостиничных цепей Запада, которые и определи актуальность выбранного нами направления исследования. Приведенные выше обстоятельства обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель.

Целью данной работы является исследование состояния и перспективы развития гостиничного бизнеса в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты гостиничного бизнеса в России

- проанализировать современное состояние гостиничного бизнеса

- выявить основные проблемы в развития гостиничного бизнеса

Предмет исследования – гостиничный бизнес в России.

Объектом исследования данной работы стал отечественный рынок гостиничных услуг, закономерности развития и его функционирование в современных условиях.

Следует отметить, что теоретической и методической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области сферы услуг, туризма и гостеприимства, современных экономических, организационных и социальных проблем развития сферы гостиничных услуг. Автором изучены и проштудированы труды В. А. Квартального, И. В. Зорина, И.Ю. Лапиной, Н.И. Кабушкина, Д.И. Елкановой и А.С. Куского. Тема работы достаточно хорошо освещена в специальной литературе, периодических журналах и на Интернет-порталах, при этом в условиях глобальной экономической нестабильности, приобретают особую важность различные исследования маркетинговых групп, например, одной из таких является DISCOVERY Reseаrch Group, которая занимается исследованиями в области гостиничного бизнеса в России, основной целью которой является описание современного состояния и тенденций развития российского рынка гостиничной индустрии.

Анализируя основные тенденции последних лет, следует отметить, что на фоне спровоцированного кризисом падения спроса на услуги гостиничных организаций, а также усилением конкурентной борьбы на рынке сервисных услуг, гостиничный бизнес стал больше уделять внимания уровню качества обслуживания, внедрению различных маркетинговых акций, заключающихся в предложении разного рода скидок, бонусных программ, различных вознаграждений. Стремление к развитию бизнеса становится повседневной заботой для многих участников рынка гостиничных услуг. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе и расширяться, гостиничному предприятию необходимы средства: доход и прибыль. Поэтому возрастает потребность в использовании эффективных методов управления гостиницей, позволяющих добиться высоких результатов и создать конкурентные преимущества.

В современном мире залогом достижения успеха предприятия является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными, чем у конкурентов, способами. Менеджмент и маркетинг — это две взаимосвязанных и дополняющих друг друга сферы деловой активности. В настоящее время эволюция маркетинга связана с тенденциями развития современного рынка, в частности, с ростом значения таких факторов, как качество товара и услуг, приверженность потребителей к торговой марке и фирме, развитие глобальных систем бронирования услуг, ориентация на высокие технологии, создание стратегических альянсов, этические стандарты в деятельности предприятия и т.д. При этом если учесть, что тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, получившим развитие в последние десятилетия, следует отнести:

1. Углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения

2. Образование международных гостиничных и ресторанных цепей

3. Развитие сети малых предприятий

4. Внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.

То, в нашем исследовании особенно выделена доминирующая роль в гостиничной индустрии - гостиничным корпорациям, которые как сети растянулись по всему миру и вовлекают в своё обслуживание сотни миллионов людей. Образование глобальных гостиничных цепей и объединений означает совершенно новую постановку акцентов в гостиничной индустрии современного мира. Большинство из того, что сейчас считается «стандартом в производстве», либо имело свое начало, либо получило поддержку в гостиничных цепях. Например, «Холидей Инн» была первой гостиничной цепью, которая активно использовала телеконференцию. Гостиницы корпорации «Хайятт» всегда будут ассоциироваться с большим фойе с элементами планировки «Атриум» и стеклянными лифтами. Овощные бары, откатывающиеся окна, компьютерный учет номерного фонда - это лишь некоторые примеры нововведений.

К середине 90-х годов под контролем крупнейших гостиничных объединений и цепей находилось более 30% всего мирового гостиничного фонда. Как и многие другие тенденции, образование гостиничных цепей получило свое начало в США. Особенно интенсивно этот процесс внедрялся в экономику гостеприимства в 60-х годах. К началу 90-х годов влияние американских гостиничных цепей стало доминирующим в мире. Они вытеснили из десяти ведущих мировых гостиничных цепей европейские цепи Travelodge International и Master Hosts International, оставив в настоящее время только две — Ассоr (Франция) и Forte PLC (Великобритания). Большое количество международных гостиничных сетей и групп присутствуют в настоящее время и на роcсийском рынке либо непосредственно, либо через франчайзинговые структуры (например, Accor, Tulip Hospitality Group, Fairmont Raffles Hotels International, Kempinski Hotels, Hilton, Hyatt Corporation, Intercontinental hotel Group, Marriott International Inc, Rezidor Hotel Group, Carlson Hospitality Worldwide и т.д.)[3].

Однако в период кризиса 2008 года ряд гостиничных организаций не смогли справиться с создавшейся ситуацией, возросли издержки, и они не смогли выполнить свои обязательства по кредитам. В результате большинство гостиничных проектов, как в России, так и за рубежом были заморожены. В работе остались лишь те проекты, которые были близки к завершению.

Развивая национальный рынок гостиничных услуг, следует также рассматривать перспективы его развития на международном уровне. Гостиничная организация из одной страны, имея небольшое превосходство у себя на родине в предоставлении услуг над местными организациями, в другом государстве при правильном подходе может получать сверхприбыли. В этой связи необходимо создать такие преимущества, которые будут выделять и отличать данную гостиницу от других, либо в политике качества предлагаемых услуг, либо в ценовом сегменте, либо в том и другом, не забывая при этом о соотношении «цена-качество». Рассматривая услуги индустрии гостеприимства, следует отметить, что это один из крупнейших и широко представленных в международном масштабе бизнесов и видов деловой активности, в котором сконцентрирован огромный капитал и есть все предпосылки для дальнейшего устойчивого развития.

По мнению экспертов, Россию наряду с Китаем, Бразилией и Индией в течение ближайших нескольких лет также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора. При поступательном развитии национальной ЭКОНОМИКИ и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок. Согласно прогнозам ЮНВТО к 2020г. РФ войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристских услуг составит 3% (47,1 млн. чел). К 2020 г. количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%. На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором – США (6,5%), на третьем – Франция (5,9%) [4].

Важным звеном в цепи развития гостиничного бизнеса станут проведение спортивного мероприятия мирового значения – зимних олимпийских игр 2014 г. в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 г. Номерной фонд гостиниц города Сочи, за счет проведения Зимних Олимпийских игр увеличился в 2,5 раза и составил 40 тыс. номеров. За последние 2 года более 30 предприятий санаторно-курортного комплекса провели капитальный ремонт и модернизацию инфраструктуры, было построено 35 новых объектов гостиничного типа. Всего за годы реализации программы по развитию туристического комплекса города Сочи общий объем услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, увеличился с 13,7 до 16 млрд. руб. [5].

В нашем исследовании обозначены как существующие проблемы, так и пути решения проблем, затрагивающих индустрию гостеприимства в России. К основным проблемам в индустрии гостеприимства в России относятся:

1. Отсутствие классификации у большинства российских отелей по звездам.

2. Трудности получения въездных виз в Россию и комплекс регистрационных процедур.

3. Высокая стоимость гостиничных номеров как в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург), так и в регионах ( Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний-Новгород, Владивосток, Красноярск, Новосибирск и.т.д.)

4. Большинство гостиничных сетей и групп сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, при этом другие регионы не поощряют привлечение потенциальных инвесторов и туристов. должным образом.

5. Высокая стоимость передвижения по Российской Федерации.

6. Недостаточный уровень профессионализма в сфере индустрии гостеприимства.

7. 2014-2015гг: - Некоторый экономический спад и неопределенность в связи с санкциями ?-!

Возможные пути решения проблем:

1. Новая система классификации отелей должна регулировать их рейтинг, таким образом, поощряя инвестиции.

2. Поощрение туризма, например, путем облегчения визового режима для туристов и т.д.

3. Использование скидок для привлечения постоянных гостей и потенциальных клиентов.

4. Внедрение образовательных программ в сфере гостеприимства, которые комбинируют теорию и практику.

5. Поощрение развития всех регионов России в качестве потенциальных туристических направлений; обеспечение государственной поддержки в области развития транспорта и мест культуры (музеи, театры и т.д.)

6. Широкое использование новейших технологий в различных направления индустрии гостеприимства.

Список литературы:

  1. Бушуев А. Региональные стратегии гостеприимства//СМАО: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smao.ru/ru/magazine/2010/02/21.html

  2. Перро С. Вехи развития мирового туризма// ОТЕЛЬ. HOTEL. – 2001г. № 12/1 – С-27

  3. Кабушкин Н.И. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов/ Учебное пособие. Новое издание. Минск. - 2002. С – 368

  4. К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров туризма// Прогноз: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/society/20080927/151650618.html

  5. Номерной фонд гостиниц Сочи увеличится в 2,5 раза// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://realty.rambler.ru/hakasiya/news/living/1999983

Просмотров работы: 14680