ОФШОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОФШОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Переверзева Е.С. 1, Геворкян А.И. 1
1Белгородский юридический институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Результатом «недостаточности инвестиционной привлекательности» отечественной экономики является падение темпов прироста инвестиций в России и недостаток капитальных вложений. В результате финансовая неустойчивость компаний в совокупности с высокими рисками вложений приводит к бегству капитала из страны посредством оффшоров. Но, вместе с негативными аспектами, связанными с «финансовыми оазисами», бизнесу предоставляется ряд преимуществ:

снижение налоговых платежей, финансовая секретность и конфиденциальность

операций [3,4].

Главная любовь бизнеса к оффшорным схемам заключается в неуплате налогов. По экспертным оценкам, российские корпорации уводят от налогообложения от двух пятых до четырех пятых реальных доходов. Самый распространенный способ - продажа своим оффшорным «дочкам» продукции по заниженным ценам, а затем перепродажа этого товара по нормальной цене на мировом рынке. Это так называемое трансфертное ценообразование. Оффшорные укрытия – это чаще всего привлекаемые доходы, в том числе и полученные чиновниками.

При этом, следует сказать о том, что эти деньги очень необходимы стране. Норма накопления, то есть доля инвестиций в ВВП, находится в России ниже отметки в 20 процентов. Казалось бы, этот процент не так мал, но для того, чтобы справиться с задачами по модернизации экономики, как считает ряд ученых, российский показатель надо довести до 30 процентов ВВП.

По данным института экономики РАН, в оффшорах или тесно связанных с ними юрисдикциях зарегистрировано от 70 до 90 процентов всех крупных отечественных компаний. И помимо нынешнего ухода от налогов такой расклад может создать проблемы в будущем. И не факт, что наследники нынешних владельцев компаний не переведут через оффшорные схемы большую часть своих активов за рубеж, и воздействовать на них будет практически невозможно.

Что касается подсчетов Центрального Банка за два квартала этого года российские компании инвестировали за границу 22,4 миллиарда долларов. При этом больше всего денег вложено в оффшоры на Кипре (на него пришлась почти треть инвестиций), Британских Виргинских островах, Нидерландах и Люксембурге. Причем эти же страны лидируют и среди основных инвесторов в Россию. Однако обратно в Россию возвращается не более половины выведенных из страны средств [1].

Исходя из вышеизложенного можно сказать о том, что для сокращения бегства капиталов, надо активнее вести антиоффшорную политику, советуют эксперты. У чиновников следует требовать не только декларации о доходах, но и сведения о расходах. А правительственной комиссии по иностранным инвестициям надо следить за тем, чтобы в перспективные стратегические активы не вкладывались зарегистрированные в оффшорах компании. Булатов А.С., например, предлагает ввести разрешительный порядок вложения средств российских компаний за рубежом [3,4].

Также, следовало бы привлекать чиновников к ответственности за совершение такого рода деяний и публично рассматривать дела такого направления.

Но проблема в том, что значительные объемы средств идут сначала в Великобританию или Нидерланды, которые де-юре не являются офшорами, но регистрируемые в них фирмы часто становятся "проводниками" денег в "налоговые гавани".

При этом оффшорные схемы, как правило, выгодны самим странам, где располагаются такие юрисдикции. Но, по мнению экспертов, классический оффшор в России не удастся. Попытка предоставить налоговые льготы иностранцам в такой большой экономике, как российская, подорвет бюджет страны. Восполнить налоговые потери за счет регистрации зарубежных компаний не получится. К тому же на оффшоры ополчилось все мировое сообщество. Со времени проведения террористических атак в 2001 году в США в мировой экономике не появилось ни одного нового оффшора. Кризис дал новый импульс давлению международного сообщества на налоговое укрывательство. Публикация Организацией экономического сотрудничества и развития 2 апреля 2009 года "черного", "серого" и "белого" списков юрисдикций нанесло мощный удар по банковской тайне и другим секретам налоговых убежищ. Странам, отказывающим в сотрудничестве в сфере обмена налоговой информации, пригрозили политическим давлением, отказом в предоставлении международной финансовой помощи и запрещением на использование доходов, поступаемых из таких юрисдикций.

По мнению главы департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергея Белякова, уход денег в оффшоры - это прежде всего вопрос бизнес – климата. Борьбе с оффшорами посвящено множество разговоров и ведется разработка законопроектов. Так, рассматривается законопроект о трансфертном ценообразовании, по которому будет ужесточен контроль за такими сделками. Подготовлен проект закона об освобождении от налога на прибыль доходов от продажи ценных бумаг (capital gains), не обращающихся на бирже. Это должно стимулировать долгосрочные инвестиции в инновационные компании и перевод сделок в российскую юрисдикцию. Еще один путь - это подписание соглашений с оффшорными юрисдикциями об обмене информацией. Осенью этого года такой договор был подписан с Кипром, страна исключена из "черного списка" российского Министерства Финансов и Центрального Банка [7].

Правительство РФ всерьез взялось за деофшоризацию российской экономики. 18 марта 2014г. Министерство финансов представило проект закона о налогообложении нераспределенной прибыли иностранных компаний, расположенных в низконалоговых юрисдикциях и находящихся под контролем российских налоговых резидентов. Теперь российские граждане и юридические лица, владеющие бизнесом в офшорах, должны будут платить налоги в России, в случае, если доля их прямого или косвенного участия составляет не менее 10% и если компания не распределяет прибыль между собственниками в виде дивидендов. Законопроект затрагивает всех участников рынка: как крупные компании, так и малый инновационный бизнес.

В рамках законопроекта Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новыми положениями, вводятся новые субъекты – контролируемые иностранные компании и контролирующие лица.

Так, контролируемой иностранной компанией (КИК) может быть признана организация, в отношении которой одновременно выполняются следующие условия:

— Организация является налоговым резидентом государства или территории с льготным режимом налогообложения прибыли. Список низконалоговых юрисдикций будет составлен Минфином позже, но уже сейчас есть основания полагать, что он будет шире действующего сегодня перечня. Предположительно, в него будут входить не только так называемые «черные» офшоры, но и такие популярные у российского бизнеса страны как Кипр, Швейцария и Нидерланды;

— Организация контролируется юридическим или физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом РФ. Законом дано довольно расплывчатое определение осуществления такого контроля: под ним понимается оказание или возможность оказания определяющего влияния на решения контролируемой организации в отношении распределения полученной ею прибыли после налогообложения. Институт налогового резидентства организаций, ранее отсутствовавший в российском законодательстве, а также критерии его определения вводятся этим же законопроектом. Так, кроме российских организаций, законопроект относит к налоговым резидентам РФ и иностранные организации, для которых Россия является местом фактического управления.

Иностранная организация может попасть под этот критерий, если выполняется одно из следующих условий:

— заседания руководящего органа проводятся на территории Российской Федерации;

—руководящее управление организацией обычно осуществляется из Российской Федерации ;

— руководящие должностные лица осуществляют свою деятельность в Российской Федерации;

— бухгалтерский учет организации ведется в Российской Федерации ;

— архивы организации хранятся в Российской Федерации .

Данные нормы будут распространяться не только на юридические лица: контролируемой иностранной компанией будет признана любая структура, подпадающая под вышеуказанные критерии, которая «в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (бенефициаров, пайщиков, доверителей и иных лиц)». К таким структурам относятся и фонды, и партнерства, и товарищества, а также другие формы осуществления коллективных инвестиций.

Чтобы считаться контролирующим лицом, организации или гражданину достаточно владеть, прямо или косвенно, всего лишь более 10% оффшорной компании. При том, что к этому же относится и доля супругов, несовершеннолетних детей и иных лиц, с учетом их взаимоотношений с контролирующим лицом. Однако пока не ясно, как это будет выглядеть на практике и какого рода взаимоотношения имели в виду разработчики данной нормы.

Налог будет взиматься с доходов контролирующего лица от нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом закон не разделяет доходы на активные и пассивные и не проводит разграничения между компаниями, которые выбрали офшор исключительно для минимизации налогообложения и компаниями, осуществляющими реальную деятельность в странах льготного налогообложения.

Что касается налоговых ставок, то они превышают ставку в 9% с доходов в виде дивидендов и составят 20% для юридических лиц и 13% для физических. Неуплата или неполная уплата налога повлечет за собой дастаточно высокие санкции — 20% от дохода, а не от суммы неуплаченного налога, как обычно. При этом штраф не может быть менее 100 тысяч рублей.

Не смогут вздохнуть с облегчением и те, чья доля прямого или косвенного участия в оффшорной компании хоть и меньше 10%, но равна хотя бы 1%. Министерство Финансов опасается, что собственники начнут дробить доли владения, поэтому лица, владеющие всего 1% иностранной компании, опять же, как юридические, так и физические, обязаны будут уведомить об этом налоговые органы. Лицам, не представившим уведомление либо представившим уведомление с недостоверными сведениями, грозит штраф в размере 100 тысяч рублей.

Как отметил замминистра финансов России Сергей Шаталов на заседании Совета Федерации в рамках реализации закона о деоффшоризации российской экономики ежегодно в бюджет будет поступать около 20 млрд руб. «Первые налоговые декларации в рамках реализации одобренного вами законопроекта о деофшоризации поступят в конце 2016 и начале 2017 гг., и благодаря этому в бюджет ежегодно будет поступать около 20 млрд руб.» [6].

Так же одним из существенных плюсов деофшоризации является национализация российских элит. Доводы, которые приводятся в пользу этого направления деятельности как внутри коридоров власти, так и вне их, просты и понятны. Те представители российской политической и бизнес-элиты, которые прячут своё богатство и свои семьи за рубежом, просто по определению не могут защищать интересы страны. Ведь их благополучие всецело зависит от выполнения требований, которые предъявляет к России Запад. Эта публика с готовностью сдаст любые позиции, которые стране удалось завоевать. Этого требует их личный интерес, который идёт вразрез с интересами государства.

Сторонники этого направления требуют введения вполне конкретных мер, позволяющих хоть в какой-то степени повернуть страну к самостоятельности и меньшей зависимости принимаемых органами власти решений от контроля западных «партнёров».

К таким мерам можно отнести: о запрет чиновникам иметь активы и собственность за рубежом; запрет деятельности финансируемых из-за рубежа политических партий и общественных организаций, занимающихся идеологической и политической деятельностью.

Возврате предприятий в российскую юрисдикцию и деоффшоризации экономики. Именно через эти механизмы из России выводится на Запад почти всё заработанное в стране. В результате её экономика лишается внутренних инвестиционных ресурсов, а значит, и самой возможности развития без иностранной помощи. Это же обстоятельство лишает государство рычагов экономической политики.

Проведение реформ в государственной политике и законодательстве несомненно будет способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из России, а также с легальным уходом от уплаты налогов через оффшоры. От эффективности государственной политики зависит, превратятся ли офшоры в дополняющие элементы российского экономического пространства, способствующие повышению международной конкурентоспособности российских компаний, или останутся черными дырами для вывоза капиталов и отмывания преступных доходов. Недостаточно использовать только антиоффшорную политику, требуется широкий общеправовой подход, направленный на совершенствование внутренней налоговой политики, снижение административных барьеров для развития бизнеса, сокращение теневого сектора экономики, борьбу с коррупцией и преступностью, решение серьезных социальных проблем, а также политическая воля власти [2].

Запрет использования оффшорных структур не является целью обсуждаемых налоговые инициатив. Основная задача заключается в том, чтобы заставить российский бизнес платить налоги в бюджет РФ - «обложить налогами в РФ деньги, выводимые за рубеж».

После принятия инициатив Министерства Финансов, российский бизнес будет вынужден пересмотреть свои схемы и скорее всего, отказаться от привычных способов налогового планирования. Возможно, часть операций будет переведена в РФ, включая уплату соответствующих налогов. Возможно, кому-то удастся сохранить привычные схемы, скорректировав налоговые риски, связанные с повышением уровня фактического присутствия и управления.

Добиться полной деоффшоризации врядли возможно. Оффшоры— очень сложное явление в мировой экономике, где существует много групп интересов и развертывается острая конкуренция не только за инвесторов, но и за налогоплательщиков. В тоже время только комплексный системный подход и последовательная гибкая политика могут обеспечить реальное продвижение по пути деоффшоризации. И существенно пополнить доходы бюджета, сократив вывод капиталов из страны.

Список используемой литературы

1.Булатов А. С.Национальная экономика: Учебное пособие. М.: МАГИСТР; ИНФРА-М, 2011. - 304 С.

2. Павлов П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации. Журнал российского права. 2011. № 5 (173). С.38

3.Татулов К.Г. Оффшоры с точки зрения их российских участников/ К.Г. Татулов // Оффшоры с точки зрения их российских участников - Вестник МГИМО Университета 2013-№ 2 (29)- С. 140-143

4.Татулов К.Г. Оффшоры в международном движении капиталов/ К.Г. Татулов // Оффшоры в международном движении капиталов - Вестник МГИМО Университета - 2013. № 1 (28) - С. 125-130.

5.Хейфец Б. Неспешная деофшоризация/ Б. Хейфец // Неспешная деофшоризация - Прямые инвестиции - 2014. № 4 (144) - С. 64-68.

6.http://www.vedomosti.ru/finance/news/36185231/minfin-zakon-o-deofshorizacii.

7. http://www.rg.ru/2010/11/17/ofshor.html.

Просмотров работы: 1157