ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны, в рамках которых возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики.

Особая экономическая зона (сокращённо ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Таким образом, ОЭЗ — это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:

  1. привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;

  2. активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала

  3. повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;

  4. создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;

  5. рост экспортного потенциала территории страны;

  6. организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;

  7. освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;

  8. ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.

С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:

  1. внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

  2. технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

  3. комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);

  4. оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д.

Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.

Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.

В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:

1) технико-внедренческие;

2) промышленно-производственные;

3) портовые зоны;

4) туристстко-рекреационные.

На сегодняшний день в России действуют 24 ОЭЗ, из них:

4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»)

4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»),

13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.),

3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны. Благодаря этому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение — быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону?

Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

The list of the used literature:
  1. Elsevier's Economics Dictionary

  2. Economics: Today and Tomorrow

  3. Hoshin Kanri for the Lean Enterprise by Thomas L. Jackson

  4. Business and Personal Finance – Interactive Student Edition

  5. ucceeding in the World of Work Interactive Student Edition

  6. Пол Самуэльсон, Вильям Нордхауз. Экономика. — Учебник по экономике на английском языке. Шестнадцатое издание. — Издательство: The McGraw — Hill Companies, Inc. 1998. — 781 с. — ISBN: 7-111-06448-8

  7. Operating Economic Zones (277). Peza.gov.ph (2012-12-31). Retrieved on 2013-07-23.

  8. Экономикс - Макконнелл К.Р., Брю С.Л.

  9. Agera P., Kapplerb M., Osterlohb S. The Accuracy and Efficiency of the Consensus Forecasts: A Further Application and Extension of the Pooled Approach // International Journal of Forecasting. 2009. 25.

  10. Malanichev A., Pustov A. Iron ore: a Model Future // The Mining Journal. June 2012.

  11. Chermack T. Scenario Planning in Organizations: How to Create, Use, and Assess Scenarios //Berret Koehler, 2011.

  12. Economic and Steel Market Outlook 2013-2014 // Report from EUROFER's Economic Committee, Q2-2013.

Просмотров работы: 6573