"ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

"ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ"

Демьянов С.А. 1, Демьянова Л.М. 2
1Ростовский государственный медицинский университет
2Волгодонский институт (филиал) ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Улучшение здоровья детского населения России - одна из актуальных проблем современности. Жизнь и здоровье детей, родившихся в период экономического кризиса, оказались более незащищенными по сравнению с детьми, родившимися до перестройки.

Обращает внимание десятикратное увеличение болезней костно-мышечной системы. Большинство детей имеют дисгармоничное физическое развитие, снижены показатели мышечной силы, жизненной емкости легких [4].

Охрана здоровья детей и подростков наиболее активно задействована в двух направлениях: доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни [2].

Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему организованную двигательную активность, которая включает в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после сна, закаливание. Физкультурные мероприятия направлены на тренировку сердечнососудистой, дыхательной систем и терморегуляции, предупреждение гиподинамии, создание психологического благополучия.

Движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и используются для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций [1].

Утренняя гигиеническая гимнастика снимает остаточное торможение после ночного сна, активизирует деятельность организма. Лучше гимнастику проводить на свежем воздухе. В соответствии с возрастом детей длительность гимнастики увеличивается от 5-6 минут - в младших группах до 12-15 минут - в старших. Усиление нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений (от 4-5 до 8-10), увеличением числа их повторений (от 3-5 до 6-8 раз) и продолжительностью тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию (бег).

При проведении утренней гигиенической гимнастики можно использовать несколько форм организации:

  1. Традиционные комплексы физических упражнений.

  2. Ритмическая гимнастика. Для проведения этой формы можно объединить 2-3 группы детей одного возраста. Рекомендуется строить этот вид гимнастики по частям: первая часть - подготовительная; вторая часть - основная; третья часть - заключительная.

  3. Оздоровительная дозированная ходьба и бег. С помощью этих упражнений развивается общая выносливость, укрепляется сердечнососудистая и дыхательная системы. Рекомендуется начинать со спокойной ходьбы в течение 20-30 с (70-90 шагов в минуту), затем переходить на быстро тренирующую ходьбу в течение 1-1,5 мин (90-120 шагов в минуту). Такое чередование повторяется дважды, а затем можно переходить к медленному бегу [3].

Физкультурные занятия. Формируются навыки основных движений - ходьбы, бега, лазания, прыжков, метания с постепенным усложнением качества движений. Однако физкультурные занятия призваны решать также и оздоровительные задачи. Поэтому рекомендуется включать в занятие следующие три части: вводную, основную, заключительную. Только при соблюдении правил каждой составной части физкультурное занятие будет носить положительный эффект.

Цель вводной части - подготовить организм к возрастающим нагрузкам в основной части, повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание. Содержание этой части составляют различные виды ходьбы, бега, прыжков, после чего обязательны 2-3 дыхательных упражнения.

Цель основной части - развитие основных двигательных навыков. Цель заключительной части - постепенное приведение организма в относительно спокойное состояние, восстановление частоты сердечных сокращений, ритма дыхания. В этой части занятия используются спокойная ходьба, упражнения на расслабление. Основные требования к физическим занятиям - систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к качеству их выполнения.

Закаливание. Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей и подростков, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. В формировании приспособительных защитных реакций организма к воздействию естественных факторов принимает участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы. Различные внешние раздражения (термические, механические, химические) воспринимаются нервными окончаниями в коже, передаются в центральную нервную систему, где формируются сосудодвигательные, трофические ответные реакции, передающиеся по эффекторным нервным волокнам в соответствующие органы и системы. В результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, потоотделение и др. С нейрогуморальными сдвигами связаны изменения трофики тканей, улучшение обменных процессов, иммуногенез. Под влиянием закаливания у детей повышается содержание гемоглобина, улучшаются другие показатели крови [4].

Специфическая роль закаливания состоит в выработке быстрой и адекватной реакции терморегуляционного аппарата на воздействие неблагоприятных факторов внешней среды. Это важное условие предупреждения охлаждения организма, которое расценивается как одна из существенных причин возникновения острых респираторных заболеваний. Положительный эффект от закаливания наступает лишь при соблюдении основных принципов закаливания:

1. Строгая систематичность (проводится круглогодично с изменением лишь видов и методов в зависимости от погодных условий, сезона). Холодовой раздражитель вызывает безусловную защитную реакцию в виде максимального сужения сосудов кожи, сменяющегося их расширением. При прекращении закаливающих воздействий условные

рефлексы угасают, причем у детей дошкольного возраста очень быстро (через 5-7 дней), у взрослых - в течение 2-3 недель.

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания (группа здоровья, возраст, состояние здоровья). Методическая тактика сводится в основном к применению более щадящих воздействий, более осторожному и постепенному увеличению силы раздражителя. Известно, что максимальный эффект тренировки функции терморегуляции может быть достигнут при кратковременных периодических воздействиях раздражающего фактора, поскольку длительное напряжение функции вызывает ее истощение.

  2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

  3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.

  4. Эффект от закаливания наступает при чередующемся воздействии Холодовых раздражителей на различные участки тела.

  5. Эмоциональная лабильность, плохое настроение ребенка во время процедур по закаливанию снижают закаливающий эффект.

Нерациональное применение закаливающих процедур отрицательно влияет на нервную систему детей и может привести к тяжелым расстройствам здоровья.

Особая осторожность должна проявляться при проведении закаливающих процедур ослабленным детям, страдающим затяжными или хроническими заболеваниями, недоношенным, детям с врожденными пороками развития, часто длительно болеющим ОРВИ. Все специальные меры закаливания различаются по силе воздействия: 1) местные (обтирание, обливание рук, ног, туловища, ножные ванны); 2) общие (обтирание, обливание, ванны). При организации закаливающих мероприятий детей делят на 3 группы:

  1. Здоровые, ранее закаливаемые.

Здоровые, впервые приступающие к закаливанию или имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья

3. Имеющие хронические заболевания или после длительного заболевания.

Начинают закаливание с местных закаливающих воздействий. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем

Воздушные ванны. При проведении местных или общих воздушных ванн рекомендуется следующая температура воздуха в помещении (для 2-й группы детей):

Таблица 1. Температура воздуха в помещении

Возраст

Местные воздействия температуры, °С

Общее воздействие температуры, °С

 

начало

конечная

начало

конечная

До 2 лет

2-3 года

4-7 лет

+23 +22 +22

+20 - +18 +18-+16 +16 - +14

+23

+22 +22

+21 - +20

+20 +19 - +18

При организованных формах двигательной активности с 3-5 минут до 10-15 минут

Дети 1-го года жизни получают воздушную ванну при каждой смене белья (3-4 раза в день) и при проведении массажа и гимнастики. Продолжительность ее увеличивается в первые дни до 1,5-3 мин, ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 с, доводя пребывание раздетым на воздухе до 15-20 мин. В холодное время года воздушные ванны рекомендуется проводить в помещении, начиная с температуры воздуха 22-20 °С (для детей 1-3 лет) и 20-21 °С (для детей 4-6лет) [4].

Солнечные ванны. Их применяют в возрасте старше 1,5 лет, после 10-15-разового курса воздушных ванн, полученных в тени. В начале одномоментное пребывание под лучами солнца допускается в течение 1,5-3 мин для детей 1-3 лет и 3-5мин для детей 4-6 лет с последующим постепенным увеличением в течение 15-20 дней продолжительности солнечной ванны до 15-20 мин. детям ясельного возраста и 25-30 мин детям в возрасте от 3 до 6 лет.

Местное обливание. Расход воды - 0,5 л, продолжительность 15-20 с, температура воздуха в помещении не ниже +20 С. Вода льется на теплые ноги (нижняя половина голени и стопа). Затем растирания сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Таблица 2. Температура воды для местного обливания

Возраст

Температура воды, С

начальная

конечная

2-3 года

+30

+18 - +16

4-7 лет

+30

+16- +14

Температура воды снижается через 1-2 дня на 2 °С.

Влажные обтирания. Режим влажных обтираний для здоровых детей: в течение 30 дней температура воды снижается каждые 1-2 дня на 2 °С с 37-34 °С до 23-22 °С. Затем в течение 10 дней соблюдается режим холодовой устойчивости, при котором температура воды 23-20 °С, экспозиция 70-80 с. Все последующие дни температура воды поддерживается 20-21 °С, экспозиция 60-70 с. Обтирания проводят в следующей последовательности: руки, грудь, живот, спина, ноги, после чего ребенка вытирают полотенцем [4].

Обливание всего тела. Расход воды 1,5-2 л; продолжительность процедуры начиная с 15 до 35 с. Температура воздуха не ниже +23 °С.

Таблица 3. Температура воды для обливания всего тела

Возраст

Температура воды,°С

начальная

конечная

До 3-х лет

+35

+26 - +28

3-4 года

+34 - +35

+24

5-7 лет

+34 - +35

+22

Комплексная реабилитационная программа для детей раннего и дошкольного возраста включает:

  1. Кинезотерапию - физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Одним из важных условий является свободное носовое дыхание. Начинать с 1-2 упражнений, постепенно увеличивая их количество до 4-5. Продолжительность занятий 5-7 мин.

Звукоречевую гимнастику. Она состоит из специальных упражнений, связанных с произношением определенных звуков на выдохе. Обязательные правила при выполнении: вдох через нос, пауза 1-2 с, активный выдох через рот со звуком, выдох должен быть длиннее вдоха в два раза. Из произносимых звуков чаше всего используются: 1) гласные у, а, о, е, и; 2) согласные м, р, ш, ж; 3) буквосочетания бух, бах, брух, бох, жух, жик.

  1. Рефлексотерапию, позволяющую изменить иммунологические защитные свойства организма как местного, так и общего характера, нормализовать подвижность нервных процессов, повысить адаптационные возможности человека. Методы различны: точечный массаж, терапия Биона, стопатерапия.

  2. Аромометрию. Этот метод предполагает использование эфирных масел в целях профилактики различных заболеваний дыхательной системы. Вдыхание душистых веществ в правильном отношении снимает стрессы, усталость, тонизирует или успокаивает, улучшает сон.

Оздоровительные и корригирующие мероприятия в условиях детского сада. Оздоровление детей с отклонениями в состоянии здоровья

I. Для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений организма необходимы:

  1. создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды;

  2. щадящий индивидуальный режим;

  3. рациональное питание с обогащением пищи витаминами, употребление поливитаминов;

  4. щадящее физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода и по показаниям;

  5. закаливание - обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, при закаливании водой использовать контрастный метод по системе «теплая вода - холодная вода - теплая вода»;

  6. симптоматическая медикаментозная терапия по показаниям;

  1. санация кариозных зубов;

  2. физиотерапия - УФО, общие ванны с травами, морской солью (дома) по показаниям.

П. Для детей с наиболее распространенными ЛОР-заболеваниями необходимы:

  1. все мероприятия пункта I;

  2. закапывание в нос 2% раствора протаргола;

  3. смазывание зева 6% раствором колларгола № 10;

  4. полоскание полости рта (на ночь) водой с добавлением 1,0 г поваренной соли или 0,5 г питьевой соды на стакан кипяченой воды;

  5. физиотерапия:

- УФО-тубус в нос №6 -. при хроническом аденоидите (ежедневно);

- тубусный кварц на область миндалин № 10 - при гипертрофии миндалин, хроническом тонзиллите (ежедневно);

- УВЧ на тонзиллярные лимфоузлы № 10 - при хро-ническом тонзиллите (ежедневно).

III. Для детей с аллергической реакцией на пищевые, лекарственные и другие вещества, экссудативно-катаральным диатезом необходимы:

  1. мероприятия пункта I;

  2. рациональное питание с обогащением пищи витаминами, минеральными солями, микроэлементами, с исключением аллергенов, ограничением соли, углеводов. Дома давать ребенку ежедневно фрукты, соки;

  3. использование закаливанием воздухом, предупреждение перегревания ребенка;

  4. антигистаминные препараты (тавегил, супрастин);

  5. фитотерапия (по показаниям) дома - ванны с чередой, дубовой корой. По показаниям - местная терапия (мази);

  6. щадящий метод иммунопрофилактики на фоне гипосенсибилизирующих препаратов.

Сроки организации оздоровления: осень (октябрь, ноябрь); весна (март, апрель). Данные мероприятия проводятся после острого заболевания (для часто болеющих ОРЗ).

Длительность оздоровительного периода составляет недели.

Оценка эффективности оздоровления определяется индивидуально для каждого ребенка и имеет две основных формы:

  1. Переход из одной группы здоровья в другую.

  2. С точки зрения динамики острых заболеваний:

- переход из группы часто болеющих (четыре и более раз в год) в группу эпизодически болеющих (три и менее раз в год);

- ребенок перенес на два и более острых заболеваний меньше;

- число острых заболеваний не изменилось.

Литература:

1. Демьянова Л.М. Научное обоснование мероприятий по охране здоровья и здоровому образу жизни // Материалы Международной научно-практической конференции: Студенческоеспортивное движение. Состояние, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н. В. Соболева. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – С. 384 – 388.

2. Кучма В.Р.Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1. - С. 4 - 9. http://niigd.ru/docs/Kuchma _V.R.pdf (дата обращения 29.01.2015)

3. Методические рекомендации по оптимизации двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс]: http://ds396.kvels55.ru/ uploads/company/ (дата обращения 30.01.2015).

4. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с

6

Просмотров работы: 1893