АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Зерьщикова Ю.О. 1, Гиоева К.В. 1, Демьянова Л.М. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному закону N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [4].

Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии [2].

В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации [7].

Одной из наиболее актуальных проблем высших учебных заведений России была и остается проблема физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Особая актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тесной связью между физической подготовленностью и общим состоянием здоровья. Выполнение физических упражнений, повышение двигательной активности самым непосредственным образом оказывают оздоровительное влияние на организм человека [1].

Специальная медицинская группа создается в тех вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физической культуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья [7]. В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма студента [6].

Платонов В.Н. дает определение физического воспитания как процесса, направленный на развитие физических качеств - скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.

Ашмарин Б.А. определяет физическое воспитание как направленное воздействие на подготовку студента к избранной им трудовой деятельности, что принято называть физической подготовкой, а результат подобной подготовки, выраженный в определённом характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться, называется физической подготовленностью.

Данные обследований, проведенные в Российской Федерации в ряде регионов России, свидетельствуют о том, что только 10% выпускников школ абсолютно здоровы, а остальные 90% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [4].

Для исправления положения процесс физического воспитания студентов СМГ должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся у студентов отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья. Теоретические аспекты коррекционного подхода достаточно полно разработаны и широко реализуются в специальной педагогике. В сфере физического воспитания принцип коррекционной направленности до сих пор не нашел широкого применения. Следует отметить, что существует ряд работ, обосновывающих целесообразность реализации этого принципа в физической культуре [4].

Важно также, чтобы процесс коррекции физической подготовленности студентов СМГ был личностно значимым для них. Реализация же личностно ориентированного подхода может осуществляться путем применения индивидуальных программ, в разработке которых по заданному преподавателем алгоритму непосредственное участие должны принимать сами студенты. Привлечение студентов к разработке программ коррекции «для себя» приведет, прежде всего, к самоактуализации занятий физическими упражнениями с отчетливым осознанием поставленной цели и путей ее достижения. [7].

Студентам с ослабленным здоровьем в период учебного процесса и во время самостоятельных занятий рекомендуется использовать наиболее доступные и значимые средства оздоровления. Среди них: релаксационная гимнастика, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание [3].

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что роль физического воспитания в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения весьма значима. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать образовательное учреждение, где формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества.

Литература:1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. -120 с.

2. Демьянова Л.М. Стратегия социальных задач адаптивной физической культуры и спорта // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сб. науч. тр.. – Вып. 12. Ч.1.Т.1. Ростов н/Д: ИСиТ ДГТУ. – 2013. – С. 54 – 57.

3. Коробков А.В. Физическое воспитание /А.В.Коробков, В.А.Головин, В.А.Масляков -М.: Высш. школа, 1983.

4. Могендович М.Р. Общие физиологические механизмы взаимосвязи двигательной и вегетативной функций // Координация двигательной и вегетативной функций при мышечной деятельности человека. - М.: Наука. - 1965. - С. 18-29.

5. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте РФ» [Электронный ресурс]: Консультационно-правовая система ГАРАНТ http://base.garant.ru/ 12157560/ (дата обращения 22.01.2015).

6. Физическое воспитание студентов и учащихся / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск. - 1988.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 480 с.

Просмотров работы: 2437