ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Олейникова И.В. 1, Демьянова Л.М. 1
1Волгодонский институт (филиал) Южного Федерального Университета, Волгодонск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическое воспитание детей имеющих функциональные изменения здоровья, имеет свою специфику, которая обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и используются для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций. Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние корковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекислоты в артериальной крови [3]..

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбудимость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повышенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внутренней секреции, продукты мышечной деятельности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гуморальный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нервной системы [4].

Адаптивная физическая культура является (АФК) одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического развития (ЗПР). В школе АФК направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей и восстановлению функций пораженных мышц, для коррекции дефектов моторики с целью формирования основных функций прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук.

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию детей специальной группы в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

Задачами АФК является:

- нормализация тонуса мышц;

- содействие становлению и оптимальному проявлению статотонических рефлексов;

- предупреждение и активное преодоление патологических установок конечностей, вызывающих деформацию в суставах;

- восстановление мышечного чувства, «схема тела», пространственных представлений;

- коррекция нарушения осанки.

- формировать двигательные умения и навыки;

- вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

- формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

- воспитывать позитивные морально-волевые качества [1].

Основной формой работы с детьми специальной группы является индивидуально-групповые занятия АФК.

Главное внимание должно быть уделено особенностям заболевания детей и функциональным возможностям организма каждого ребенка. При организации занятий необходим дифференцированный подход и четкая дозировка нагрузки. При этом физическая нагрузка регулируется учителем, а именно: подбор упражнения, последовательность, количество повторений и т.д. Решая задачи занятия, учитель должен тесно сотрудничать с врачом и родителями учеников.

Прежде чем начать занятия в группах СМГ учитель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:

-физическое развитие и соматические показатели

-функциональные возможности кардиореспираторной системы

- показатели двигательных качеств [2].

По результатам тестирования и с учетом особенностей заболевания учитель составляет план занятий, осуществляет подбор специальных упражнений и определяет индивидуальную нагрузку.

На сегодняшний день в Мичуринской МОУ СОШ Ростовской области только один ребенок с ЗПР занимается АФК, занятия проходят во внеурочное время и чаще с привлечением родителей, т.к. помощь родителей неотъемлема в данном вопросе. Также часто привлекаются учащиеся старших классов, что способствует формированию благоприятного психологического климата на занятиях и не создает у ребенка чувство отрешенности.

После принятия постановления Министерством образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся СМГ по физической культуре»(от 31.10.2003г.) стало возможным выставление оценок этой категории детей. При выставлении текущей оценки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой [5].

Таким образом, спорт для детей специальной медицинской группы имеет колоссальную значимость в их жизни: помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. Задача учителя в данной ситуации состоит в том, чтобы помогать данным детям в развитии своих способностей, двигательных навыков, а также почувствовать себя частью общества.

Литература:

1. Демьянова Л.М. Научное обоснование мероприятий по охране здоровья и здоровому образу жизни Материалы Международной научно-практической конференции: Студенческоеспортивное движение. Состояние, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н. В. Соболева. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – С. 384 – 388.

2. Демьянова Л.М. Стратегия социальных задач адаптивной физической культуры и спорта Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сб. науч. тр.. – Вып. 12. Ч.1.Т.1. Ростов н/Д: ИСиТ ДГТУ. – 2013. – С. 54 – 57.

3.Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования,2-е издание. Москва: «Просвещение», 2010.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 443с. 3.

5.Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123

Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой.

6.Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Просмотров работы: 2875