ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Великова Д.Ю. 1, Сумина Е.В. 2
1Южно - Уральский государственный университет (научно-исследовательскийуниверситет) Миасс, Россия
2Южно - Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) Миасс, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку: закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации».1

В части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации 2 (далее по тексту – Конституции РФ) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос о субъектах конституционного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками правовых отношений. Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Объектом исследования курсовой работы является совокупность общественных отношений в сфере регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Предметом исследования курсовой работы являются нормы конституционного и федерального законодательства Российской Федерации в области правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Целью исследования курсовой работы является изучение конституционно–правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Учитывая поставленную цель в работе необходимо достичь следующих задач:

  1. изучение понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»;

  2. изучение правового статуса иностранных граждан и апатридов;

  3. рассмотрение основных прав, свобод и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства;

  4. рассмотреть порядок приобретения гражданства, вид на жительство, или разрешение на временное проживание;

  5. изучить ответственность иностранцев и лиц без гражданства;

  6. рассмотреть в каких случаях и кем применяется депортация или выдворение из страны.

  7. рассмотреть проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Российской федерации.

Методологию написания курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных методов познания: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение.

Данная курсовая работа включает в себя две главы.Первая глава рассматривает историю развития положения об иностранных гражданах и лиц без гражданства, а также понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», их классификацию. Вторая глава посвящена исследованию прав, обязанностей, ограничений прав иностранных граждан и лиц без гражданства и правовые режимы для указанных категорий граждан.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯИ КЛАССИФИКАЦИЯ «ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН» И «ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА». ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ

§ 1.1. История развития положения об иностранных гражданах и лиц без гражданства.

В соответствии с древним обычаем на Руси иностранцам (иноземцам) запрещался свободный въезд в Россию. Это было связано с враждебностью, политической, культурной и религиозной исключительностью и замкнутостью государства. Что касается международных отношений, то они были не развиты и не урегулированы. Позже, иностранцы стали допускаться в Россию, но занимали в ней исключительное положение. На протяжении достаточно долгого времени отношения с иностранцами ограничивались лишь рамками торговых, военных и политических контактов. Полноправие их было либо ограничено, либо они ставились в обособленное положение, либо им предоставлялись исключительные льготы. Эти льготы, обусловленные влиянием тех или иных особенностей государства в силу исторических, географических, экономических, духовных условий жизни народа или политических соображений, создавали для иностранцев особое привилегированное положение. Также следует отметить, что законодательной регламентации прав, обязанностей и ответственности иностранцев не было вплоть до середины XVII в., все вопросы, связанные с иностранцами, определялись на основе обычаев и зачастую личного отношения монарха к стране и правителю того государства, откуда прибыли иноземцы.3

К середине XVII в. в связи с увеличившимся числом иностранцев в России возникла необходимость законодательно регулировать их права и обязанности. С этого момента можно выделить и проследить шесть этапов нормативной регламентации правового положения иностранцев.

Первый этап (середина XVII - начало XVIII в.) явился периодом зарождения правового регулирования вопросов пребывания иностранцев в России.

Второй этап (1702 - 1762 гг.) стал началом формирования правового статуса иностранцев в Российской империи и был связан с реформами Петра I.

Третий этап (с 1762 г. и до конца XVIII в.) Этот период можно охарактеризовать как этап, связанный с наибольшим благоприятствованием в правовом положении иностранцев в России.

Четвертый этап (конец XVIII - первая половина XIX в.) был связан с рядом законодательных актов российских императоров Павла I и Александра I, которыми был введен ряд ограничений привилегированного правового положения иностранцев в России.

Пятый этап в развитии и становлении российского законодательства об иностранцах и их правового статуса начинается со второй половины XIX в., когда проходило активное реформирование и совершенствование законодательства России (вместе с ним и существенные изменения в правовом статусе иностранцев), и длится до начала Первой мировой войны (до июля 1914 г.)

Шестой этап определяется рамками середины 1914 г. и до 1917 г. как этап определения правового статуса иностранцев в условиях войны.

В период советского законодательства о правовом положении иностранцев следует выделить всего четыре этапа его развития.

Первый этап. Охватывает период с октября 1917 г. по декабрь 1922 г. В советском законодательстве это самый небольшой период, но тем не менее насыщенный событиями. Вплоть до образования СССР в 1922 г. было принято большое количество нормативно-правовых актов о правовом положении иностранцев (например, Декрет ВЦИК РСФСР от 28 марта 1918 г. «О праве убежища», Декрет СНК РСФСР от 20 октября 1921 года. «О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР» и др.).

В 1918 г. принята первая Конституция РСФСР, которая предоставила иностранцам политические права (ст. 20). Статья 64 Конституции РСФСР 1918 г. указывала на право трудящихся иностранцев пользоваться активным и пассивным избирательным правом наравне с советскими гражданами.

Все иностранцы, находящиеся на службе в советских учреждениях или государственных предприятиях, в отношении несения службы и увольнения с таковой подчинялись правилам, установленным для российских граждан. В целом на этом этапе советское законодательство пошло по пути фактического уравнивания прав иностранцев с советскими гражданами, предоставляя им не только гражданские, но и политические права.

Второй этап. Развития советского законодательства об иностранных гражданах (декабрь 1922 г. - до принятия Конституции СССР 1936 г.) начался с создания общесоюзного законодательства по этим вопросам. Так, в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. были внесены изменения по вопросу предоставления иностранцам права на открытие предприятий торговли и промышленности, поскольку советским гражданам оно предоставлялось только в первые годы новой экономической политики (нэпа). В 1924 г. была принята Конституция СССР. В п. «х» ст. 1 этой Конституции к ведению Союза было отнесено «основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев». Положение о союзном гражданстве 1924 г. закрепляло, что лицо, проживающее на территории СССР и не имеющее доказательства принадлежности к гражданства какого-либо государства, признается советским гражданином.

Третий этап. С принятием Конституции СССР 1936 г. начался с становления правового статуса иностранцев в СССР (с 1936 г. до принятия Конституции СССР 1977 г.). В жизни общества произошли изменения, соответственно это отразилось на законодательном уровне, но основной подход законодателя - предоставление иностранцам в гражданско-правовых отношениях тех же прав, что и советским гражданам, - не изменился.

Четвертый этап. Развития советского законодательства о правовом статусе иностранца. Конституция СССР 1977 г. закрепила основы правового положения иностранцев в СССР. В ней была целая статья, посвященная иностранным гражданам и лицам без гражданства. Им гарантировались предусмотренные Конституцией «права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав» (ст. 37), а также они обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы. В Конституции РСФСР 1978 г. сохранились права, свободы и обязанности иностранных граждан, которые закреплялись Конституцией СССР 1977 г.

По Закону СССР иностранные граждане и лица без гражданства имели право: на занятие трудовой деятельностью; на отдых; на охрану здоровья; на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения; на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда. Они могли иметь в личной собственности жилой дом и иное имущество, наследовать и завещать имущество и т.д.

Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» четко регламентировал, что иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, а также принимать участие в референдумах4. Что касается несения воинской службы в рядах Вооруженных Сил СССР, то данная обязанность распространялась только на граждан СССР. Следует иметь в виду, что основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены прежде всего в Конституции РФ 1993 г. - ст. 62 и ст. 63.

Также в России был принят ряд федеральных законов, регулирующих статус отдельных категорий иностранцев, например Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 30.12.2006 № 266-ФЗ)5, «О вынужденных переселенцах» 1993 г. (с изм. от 18.07.2006 № 121-ФЗ)6 и др. 1 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории РФ, не были должным образом урегулированными. Действовавшее в этой области законодательство не отвечало требованиям, предъявляемым сложившейся политико-экономической ситуацией. Кроме того, часть нормативно-правовых актов явно устарела и не соответствовала положениям Конституции РФ, национальным интересам Российской Федерации. Определенное негативное влияние оказала правовая неподготовленность Российской Федерации к наплыву беженцев из ближнего зарубежья после того, как Россия стала участником Конвенции «О статусе беженцев» 1951 г. Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» без всеобъемлющего федерального закона об иностранных гражданах были не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с массовым въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию с самыми различными целями.

В настоящее время происходит реформирование системы законодательства о гражданстве, о правовом статусе иностранцев в РФ, принимаются и готовятся к принятию многие законы и подзаконные акты. Это позволит усовершенствовать и гармонизировать основы статуса иностранных граждан в РФ с учетом интересов государства, российских граждан и самих иностранцев.

Из всего сказанного следует, что в различные исторические эпохи проблема правового статуса иностранного гражданина в стране пребывания решалась по-разному.

§1.2. Понятие «иностранных граждан» и «лиц без гражданства». Их классификация.Понятие «Иностранный гражданин» следует оценивать во взаимосвязи с понятиями «иностранец» и «лицо без гражданства». Дело в том, что в законодательной практике применительно к иностранцам используются термины - «иностранные граждане», «лица без гражданства». Например, из содержания Конституции 1977 года бывшего СССРвытекало, что иностранцами должны считаться как иностранные граждане, так и лица без гражданства7. В ныне действущей Конституции Российской Федерации, предусмотренные законом, права и свободы предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно ст.63 Конституции Российской Федерации политическое убежище так же предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства. Термин «иностранец» в Конституции Российской Федерации не применяется. Таким образом, имеются две тенденции, касающиеся содержания и понятия термина «иностранец»: использование его как в широком, так и в узком смысле. Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»8.Данный Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из анализируемого Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской ФедерацииВ статье 2 главы 1 «Общие положения» указанного выше закона даются следующие понятия:
  • «иностранный гражданин» — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • «лицо без гражданства» — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Как отмечает О.Е. Кутафин9, обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «без гражданства» - отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.
В данной работе понятия «гражданин (подданный) иностранного государства» и «лицо без гражданства» объединены общим понятием «иностранный гражданин», если только речь не будет идти об особенностях правового статуса апатрида по сравнению с лицом, имеющим гражданство (монопатридом либо бипатридом).В правовой литературе существуют различные мнения о понятии «иностранец», «иностранный гражданин», их трактовки.Представляется, что под иностранцем следует понимать физическое лицо, находящееся в определенной правовой связи с государством, не являющееся его гражданином и состоящее в гражданстве (подданстве) другого государства. Говоря же о соотношении терминов «иностранец» и «иностранный гражданин» можно отметить, что эти юридические категории являются тождественными и могут использоваться в правовом смысле как равнозначные» 10.В связи с неоднородностью различных групп иностранных граждан на территории России, отличиями в целях пребывания этих лиц, временем их пребывания и т.д. в юридической литературе делались попытки классифицировать группы иностранцев по тем или иным родовым признакам. Иностранцы могут быть подразделены на ряд основных групп с учетом использования конкретных критериев, утверждают А.М. Арбузкин и О.Ф. Мураметс11 и дают классификацию групп иностранцев, согласно которой иностранные граждане могут быть подразделены на следующие основные группы с учетом использования конкретных критериев: 1) в зависимости от цели приезда: туристы; приехавшие на работу по соглашениям; учащиеся; лица, следующие через территорию транзитом; находящиеся в служебных командировках;2) по времени пребывания: временно пребывающие и постоянно проживающие;3) относительно подчинения юрисдикции: освобожденные от юрисдикционной деятельности государственных органов (дипломаты и приравненные к ним лица); на которых юрисдикционная деятельность государства распространяется частично (члены экипажей военных кораблей; военнослужащие воинских частей; некоторые категории консульских работников); лица, на которых полностью распространяется юрисдикционная деятельность государственных органов;4) в зависимости от гражданства той или иной страны: иностранцы, представляющие конкретные страны.Однако большая группа ученых, в основном в области административного права, склонна подразделять всех иностранных граждан на три категории: постоянно проживающие; временно пребывающие; проезжающие через территорию России транзитом.Опираясь на нормы действующего Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно выделить четыре основные категории иностранных граждан: 1) временно пребывающие; 2) временно проживающие; 3) постоянно проживающие; 4) незаконно пребывающие.Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане являются новой правовой категорией по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Ими являются иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в пределах одного субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными квотами в течение трех лет.Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют национальные документы или полученный в установленном порядке вид на жительство.Незаконно пребывающими признаются иностранные граждане и лица без гражданства, которые: 1) выехали на территорию России с нарушением установленных правил; 2) не имеют или утратили действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; 3) уклоняются от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания); 4) нарушили правила транзитного проезда через территорию РФ.Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства». Дело в том, что в законодательной практике применительно к иностранцам используются термины — «иностранные граждане», «лица без гражданства».Тем самым подчеркивается, что по подавляющему большинству вопросов разницы в правовом статусе иностранных граждан и апатридов нет: они обладают равными между собой правами, свободами и обязанностями.

Подводя итог по данной главе можно сделать вывод о том, что в связи с увеличением иностранцев в России возникла необходимость законодательно регулировать их права и обязанности. После чего прослеживается шесть этапов нормативной регламентации правового положения иностранцев и четыре этапа в период советского законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Что касается понятия «иностранных граждан» и «лиц без гражданства» в юридической литературе имеет неоднозначное толкование.

ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

§2.1. Права, обязанности, ограничения в правах и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны Российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для граждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России, а иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами.12

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.13

Пример из судебной практики: в решении Ленинградского областного суда от 02.08.2011 № 7-585/2011 Нарушение иностранным гражданином требований Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, является основанием для привлечения иностранного гражданина к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ.14

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).

Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

Пример из судебной практике: определение Свердловского областного суда от 16.02.2012 по делу № 33-2368/2012 установлено, что требование об отмене решений органа Федеральной миграционной службы России о сокращении срока временного проживания иностранного гражданина на территории РФ и о запрете въезда на территорию РФ удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые решения не мотивированы крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков, преступлений, целями охраны здоровья и нравственности.15

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации16.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Ограничения в правах иностранных граждан и лиц без гражданства.

Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательстве изъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами. Согласно п. 7 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15 сентября 1958 г.,17 иностранным гражданам и юридическим лицам запрещается заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах СССР, за исключением случаев, предусмотренных соглашениями СССР с иностранными государствами.

В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государственной границе СССР от 24 ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах СССР. В соответствии с указом «Об экономической зоне СССР» Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы и других живых ресурсов может осуществляться иностранными юридическими и физическими лицами только на основе международных договоров или иной договоренности между СССР и соответствующим иностранным государством.

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах)18 национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ, то есть проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

Пример из судебной практики: определением Нижегородского областного суда от 17.01.2012 по делу № 33-301 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориального управления Федеральной миграционной службы об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации отказано правомерно, поскольку в нарушение Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" заявитель не указал в заявлении на выдачу вышеназванного разрешения тот факт, что он был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о режиме пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.19

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в РФ.

Срок пребывания иностранного гражданина в РФ может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами внутренних дел.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Решение о выдворении принимается компетентными российскими органами. Иностранный гражданин обязан покинуть РФ в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

Анализируя правовое положение иностранных граждан, следует дифференцированно подходить к различным категориям иностранцев. Так, особую категорию иностранцев составляют беженцы или вынужденные переселенцы.

В соответствии с законами РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» координация действий министерств и ведомств Российской Федерации по проблеме беженцев и вынужденных переселенцев возложена на Федеральную миграционную службу (ФМС) России. Для решения многоплановых миграционных проблем ФМС России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработала проект федеральной миграционной программы. МВД России принят упрощенный порядок выезда за границу лиц, не являющихся российскими гражданами и получившими временное убежище на территории России.

Наряду с государственными организациями, большую роль в оказании содействия беженцам и вынужденным переселенцам оказывают Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», ряд международных организаций. Однако, несмотря на внимание, которое уделяется общественными и международными организациями проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, в России их права до сих пор нарушаются. Так, Правительство г. Москвы в 1993 году издает постановление, которым запрещает Миграционной службе города удовлетворять ходатайства лиц, прибывших в Москву, о признании их беженцами или вынужденными переселенцами.20

Кроме того, противоречащим международной Конвенции о статусе беженцев и Закону РФ «О беженцах» является ч. 5 этого постановления, согласно которой Министерству иностранных дел РФ совместно с ФМС предлагается обеспечить проведение переговоров с зарубежными государствами, с территории которых прибыли беженцы, о заключении соглашений по вопросам добровольного возвращения данной категории лиц. В соответствии с названной конвенцией и законом, решение о возвращении в страну, которую покинул беженец, принимает только он сам, и никто не может, принудить его к этому. Становится очевидным, что предложение о переговорах является лишь «ширмой» для принудительной депортации беженцев.

Комиссией ООН по правам человека, посетившей Россию в июне 1994 года с целью изучения положения в области защиты прав человека, в своем докладе о положении дел с беженцами и вынужденными переселенцами были зафиксированы факты препятствия вступлению беженцев в кооперативы, покупке квартир, трудоустройстве, получению мест на общем основании в общежитиях. В Комиссию поступали жалобы от беженцев в связи с запрещением последним проживать на общих основаниях в приобретенных ими квартирах и домах. Зафиксированы случаи отказа принимать прибывающих по направлениям ФМС России беженцев и вынужденных переселенцев в отдельных регионах страны.

Законами РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» не предусматривается отказ в регистрации ходатайств о признании беженцем или вынужденным переселенцем, если не определено место его жительства. Однако сплошь и рядом такие ходатайства не принимаются и не регистрируются. До настоящего времени продолжает применяться дискриминационные порядок определения места жительства любого гражданина на территории Российской Федерации по его прописке. Ссылаясь на «установленный порядок определения места жительства», местные власти не проводят регистрацию вынужденных переселенцев.

Перечень нарушений прав и свобод вынужденных переселенцев и беженцев дополняется ещё и тем, что практикуется многократное переселение вынужденных переселенцев и беженцев из одного пункта временного поселения в другой.

В конце данного параграфа можно подвести итог: в соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

§2.2 Правовые режимы для иностранных граждан и лиц без гражданства.

В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве для иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно разобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.

Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.

В литературе по международному и государственному (конституционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.21

1. Национальный режим, границы его применения.

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности.

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.

В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

2. Границы применения национального режима.

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это – право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы. Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).

Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических проблем и необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.

3. Специальный режим.

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.

Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога.22 Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.

Помимо этого, с целью максимального использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.

4. Режим наибольшего благоприятствования.

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам.

Таким образом, иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции РФ, принадлежат «каждому».

Заключение

Таким образом, по данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода, характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – это граждане находящиеся в России на ином законном основании. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Анализируя правовое положение иностранных граждан, следует дифференцированно подходить к различным категориям иностранцев. Так, особую категорию иностранцев составляют беженцы или вынужденные переселенцы.

Законами РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» не предусматривается отказ в регистрации ходатайств о признании беженцем или вынужденным переселенцем, если не определено место его жительства. Однако сплошь и рядом такие ходатайства не принимаются и не регистрируются. До настоящего времени продолжает применяться дискриминационные порядок определения места жительства любого гражданина на территории Российской Федерации по его прописке. Ссылаясь на «установленный порядок определения места жительства», местные власти не проводят регистрацию вынужденных переселенцев.

Перечень нарушений прав и свобод вынужденных переселенцев и беженцев дополняется ещё и тем, что практикуется многократное переселение вынужденных переселенцев и беженцев из одного пункта временного поселения в другой.

Пути решения проблемы: Государственной Думе Российской Федерации необходимо ускорить ратификацию двусторонних соглашений о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, заключенных Российской Федерацией с государствами - членами СНГ. Министерству иностранных дел совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти следует в свою очередь активизировать подготовку к заключению соглашений о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев с государствами «ближнего зарубежья», включая вопросы о масштабах переселения, возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством вынужденных мигрантов, а также компенсациях за оставленное ими жилье и имущество. При подготовке заключения международных договоров необходимо увязывать решение политических, экономических и кредитно - финансовых вопросов с проблемой соблюдения интересов и защиты прав соотечественников в государствах «ближнего зарубежья», ориентируясь при этом на международно признанные стандарты в области прав человека и национальных меньшинств.

Завершая данную курсовую работу, хотелось бы еще раз сказать о том, что наше нынешнее законодательство о правовом положении иностранных граждан – это не просто новые тенденции в научно-правовом понимании статуса иностранца, это шаг, который завершает целую эпоху в нашем праве. Мы распрощались с Советским законодательством в еще одной отрасли права и создали современные нормы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, требованиям новой эпохи и тем вызовам, которые бросает нам не только новая геополитическая реальность, но и глобальные угрозы и особенно международного терроризм. Но мы должны отдать должное и прежнему законодательству, которое на протяжении многих лет регулировало данные правоотношения. Эта практика позволила приобрести бесценный опыт, который, безусловно, пригодился и в работе над созданием нового законодательства. Отдельные элементы предшествующих норм, показавшие свою эффективность, нашли свое отражение и в новых нормах.

Сегодня законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации это современные, на уровне лучших мировых стандартов нормы регистрации, учета, контроля, четкое определение пределов ограничений в правах для иностранных граждан и лиц без гражданства, жесткие нормы для нарушителей Закона, и, самое главное, неукоснительное следование принципам, закрепленным в нашей Конституции, которая установила, что любые ограничения в правах иностранных граждан должны быть однозначно регламентированы правом.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. – 1. М. – Юнита. – 1995.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993 – № 237.

3. Конституция СССР, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 года // Правовая система «Гарант».

4. Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4528 – 1 «О беженцах» (в редакции ФЗ от 28.12.2010 г. № 417- ФЗ) // Российская газета от 03.06.1997 г. – №126.

5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» 1993 г. (с изм. от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации» от 25 марта 1993 г. – № 12. – ст. 427.

6. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 438– ФЗ) // Российская газета от 31.07.2002 г. – № 140.

7. Федеральный Закон от 10.01.2003 № 7-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в российскую Федерацию» // Российская газета от 24.01.2003. – № 153.

8. Федеральным законом от 19.06.1995. - № 110-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»// Российская газета от 26.07.1995. – № 143.

9. Федеральный закон от 19.02.1993г.№ 4528-l « О беженцах» // Поисковая система «Гарант» от 2.07.2013.

10. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11. 2002 - № 138-ФЗ// «Российская газета» от 20.11.2002. – № 220.

11. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.95 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 25.11.2013) //Российская газеты от 27.01.1996. – № 17.

Судебная практика

12. Определение Свердловского областного суда от 16.02.2012 по делу № 33-2368/2012 // Правовая система «Гарант».

13. Определение Нижегородского областного суда от 17.01.2012 по делу № 33-301 // Правовая система «Гарант».

14. Решение Ленинградского областного суда от 02.08.2011 № 7-585/2011 // Правовая система «Гарант».

Учебники и учебные пособия

15. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс.Т. – 1. М.: Юристъ, – 2012. – С.749.

16. Арбузкин А.М., Мураметс О.Ф. Принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев. М., 1979. С. – 40–56.

17. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса; 1996. – С.28.

18. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир, 1997. № 5. С. – 32 – 43.

19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005. – С. 480.

20. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристь, 2004. С. – 238–241.

21. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист, 2003. – С. 544.

22. Степанов А.В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан (правил пребывания). Омск, 2002. – С. 20.

23. Яворский В.Д. «Правовое положение иностранцев в СССР». Киев, 1977. – С. 22 .

1 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 1. М. Юнита. 1995.

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года //Российская газета. 1993. № 237.

3 Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс.Т. 1. М.: Юристъ, 2012. С.749.

4 Яворский В.Д. «Правовое положение иностранцев в СССР». Киев. 1977. С. 22 .

5 Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в редакции ФЗ от 28.12.2010 г. № 417-ФЗ) // Российская газета от 03.06.1997 г., №126.

6Федеральный закон от 19 февраля 1993 г.№ 4530-1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» 1993 г. (с изм. от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации» от 25 марта 1993 г., № 12. ст. 427

7 Конституция СССР, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 года // Правовая система «Гарант».

8 Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 438-ФЗ) // Российская газета от 31.07.2002 г., № 140.

9 Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристь, 2004. С. 238–241.

10 Степанов А.В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан (правил пребывания). Омск, 2002. С. 20.

11 Арбузкин А.М., Мураметс О.Ф. Принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев. М., 1979. С. 40–56.

12 Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист, 2003.С. 544.

13 Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. 1997. № 5. С. 32 – 43.

14 Решение Ленинградского областного суда от 02.08.2011 № 7-585/2011 // Правовая система «Гарант».

15 Определение Свердловского областного суда от 16.02.2012 по делу № 33-2368/2012 // Правовая система «Гарант».

16 Федеральный Закон от 10.01. 2003 № 7-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в российскую Федерацию» // Российская газета от 24.01.2003., № 153.

17 Постановление Совмина СССР от 15.09.1958, № 1045 (ред. от 12.06.1987) «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» (вместе с «Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР») // Правовая система «Гарант».

18 Федеральным законом от 19.06.1995., № 110-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета от 26.07.1995., № 143.

19 Определение Нижегородского областного суда от 17.01.2012 по делу № 33-301 // Правовая система «Гарант».

20 Федеральный закон от 19.02.1993г.№ 4528-l « О беженцах» // Поисковая система «Гарант» от 2.07.2013.

21 Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса; 1996г. С.28.

22 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ. 2005. С. 480.

Просмотров работы: 15998