ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

Баранова Д.А. 1
1Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях стремительно меняющейся экономической ситуации и в целях укрепления Российской экономики необходимо уделять внимание мониторингу земель. Мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для оперативного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.

Мониторинг земель осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и постановлением правительства от 28 ноября 2002 г. №846.

Главными задачами мониторинга являются:

  1. Своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий процессов, негативно влияющих на состояние земель;

  2. Информационное обеспечение Государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

  3. информирование граждан о состоянии земель [1]

Под содержанием мониторинга земель понимают систематические наблюдения в виде съемок, выявление проблем и оценка развития [2]:

- состояния землепользований, угодий, полей, участков;

- процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие процессов водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радиоактивными нуклидами, другими токсичными веществами;

- состояния береговых линий рек, озер, морей, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

- процессов, вызванных образованием оврагов, оползней, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

- состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель осуществляется выполнением нескольких наблюдений, анализом произошедших изменений и сравнением полученных результатов с установленными. В результате оценки формируются доклады, прогнозы и рекомендации с целью устранения факторов, имеющих негативных характер.

Земля является важнейшим компонентом окружающей среды, поэтому вопросы мониторинга должны носить государственный статус. Необходим единый государственный подход, который обеспечит получение комплексной информации о состоянии земель.

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования. Государственный мониторинг земель осуществляется с учетом выделения трех уровней мониторинга: федеральный, региональный, локальный. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации. Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и другими границами. Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

Вопрос осуществления мониторинга земель относится прежде всего к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г.). Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Также мониторинг должен проводится с учетом различных федеральных, региональных и местных программ, а порядок осуществления мониторинга устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Но в настоящее время действует Положение об осуществлении государственного мониторинга земель (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Исходя из частей 6 и 9 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель мониторинг осуществляется:

1) исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утвержденных Росреестром (Роснедвижимостью, Росземкадастром).

2) с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления [3].

В настоящее время предлагается утвердить порядок, который бы определял механизмы осуществления государственного мониторинга земель. Данный порядок определяется приказом Министерства экономического развития и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Данный порядок обусловливает проведение систематических наблюдений за фактическим состоянием и использованием земель, выявление позитивных и негативных тенденций, их оценка и прогноз развития, а также формулирование предложений о предупреждении негативных воздействий на земли.

В соответствии с данным порядком государственный мониторинг будет подразделяться на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Касательно мониторинга использования будет осуществляться наблюдение за непосредственным использованием земель и земельных участков. Таким образом, станет ясно, какие земли необходимо ввести в эксплуатацию или изменить их целевое назначение. В рамках мониторинга состояния земель будет проводиться наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель (количественные и качественные характеристики также прописаны в приказе).

Определены различные показатели состояния земель, которые могут быть выражены как в абсолютных, так и относительных значениях. Результаты оценки сводятся к формированию прогнозов и рекомендаций по использованию земель. Данные, выявленные в ходе проведения государственного мониторинга земель используются для государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Данные, полученные после мониторинга земель, хранятся в архиве автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, информация о котором является общедоступной. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют неограниченный доступ к результатам мониторинга.

Список использованных источников:

  1. http://www.zakonrf.info/zk/67/

  2. http://rosagroland.ru/monitoring/

  3. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=39816;dst=0;ts=1AEACA71480D4594811E250B06AA9BD4;rnd=0.7237997597549111

Просмотров работы: 3545