К ВОПРОСУ О РОЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Живулина С.С. 1
1Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом в гражданских правоотношениях роль органов государственной власти и органов местного самоуправления возрастает. Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти, это дало основания многим авторам говорить о наличии некоей четвертой ветви власти - "денежной власти", представленной Центральным банком РФ[1].1

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

Говоря о целях деятельности, функциях, статусе и полномочиях Банка России, следует отметить, что они определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Взаимодействия между Банком России и кредитными организациями регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Исключительное правовое положение Банка России обусловлено тем, что он является главным банком государства. Особенность и сложность его правовой природы проявляется в том, что Банк России, с одной стороны, - юридическое лицо и является субъектом гражданско-правовых сделок, а с другой – выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорными функциями. Некоторые юристы предлагают признать за Банком России особую организационно-правовую форму федерального юридического лица публичного права, сочетающего в себе черты юридического лица и государственного органа[2].2

В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России имеет соответствующие органы управления (включая совет директоров), уставный капитал, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ, ежегодно подвергается аудиторской проверке. Банк России в пределах полномочий, предоставляемых ему федеральными законами, относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Относительная независимость Банка России обеспечивается следующим:

- неделимостью и не отчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в федеральной собственности;

- освобождением от ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, когда Банк России и государство не примут на себя такие обязательства и т.д. И, говоря о независимости Банка России, следует указать на то, что в Государственной Думе, еще в августе 2012 года был внесен законопроект об изменении статуса ЦБ. Законопроектом предполагалось:

- установить, что все свои функции и полномочия Центральный банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

- полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

- эмиссия рубля осуществляется посредством механизма кредитования банковской системы (по низким процентным ставкам), что в свою очередь позволит стимулировать, как развитие банковской системы, так и развитие отечественного малого и среднего бизнеса. Механизм кредитования и процентная ставка определяется Правительством Российской Федерации;

- управление золотовалютными резервами, как федеральной собственностью, предлагается осуществлять в соответствии с критериями установленными Правительством Российской Федерации, а именно посредством определения и выбора иностранных валют на основе их доходности, доли иностранных валют в объеме ЗВР, а также посредством принятия решения о инвестировании их в отечественное производство (исходя из положений Бюджетного послания о бюджетной политике на 2013—2015 годы);

Государственной Думе Российской Федерации предлагалось принимать Постановление об установлении предельных величин затрат на участие в капиталах и деятельности международных организаций. Чтобы поддержать движение и принятие этого закона, было собрано 100 000 подписей в его поддержку на сайте Национальныйзакон.рф. Президент России Владимир Путин говорил, что в случае такой народной поддержки законодательной инициативы, она обязана быть рассмотрена народными парламентариями в ГД.

Нужно отметить, что некоторые депутаты Государственной Думы, из фракций «Единая Россия» и «Справедливая Россия» весьма своеобразно отнеслись к словам президента России и фактически просаботировали голосование по закону о ЦБ.

Спустя два года после внесения на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта о национализации Центрального Банка России, разработанного при участии экспертов ПВО, законопроект был рассмотрен. Из 450 депутатов Госдумы в голосовании принял участие лишь 151 человек, в то время как для кворума необходимо участие не менее 226 народных избранников. Фракция ЛДПР приняла участие в голосовании в полном составе. Все 54 депутата выступили «ЗА» принятие законопроекта, обязывающем ЦБ РФ действовать в интересах собственной страны. Из 92 депутатов фракции КПРФ участие в голосовании приняло 90 человек и все 90 поддержали законопроект: 90 голосов «ЗА», 2 – не голосовало. Фракции партии «Справедливая Россия», насчитывающей в своих рядах 63 депутата, в полном составе уклонилась от голосования. Рассмотрение законопроекта о ЦБ фактически просаботировали и члены фракции партии «Единая Россия». Из 233 человек этой фракции проголосовало только 7 депутатов. Из них пять «ЗА» и 2 «ПРОТИВ». Остальные отказались принять участие в голосовании по законопроекту. То есть 226 депутатов от «Единой Росси» не приняли участие в голосовании.

Как результат, важнейший законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части ограничения независимости Банка России при осуществлении своих функций за счет расширения полномочий Правительства Российской Федерации) был отклонен из-за отсутствия кворума.

На сегодняшний день, в сложившейся на мировой арене обстановке, в связи с введением огромного пакета санкций в отношении нашей страны, обладающими «неприятными» последствиями для экономики России, Банк России начал активную политику по выздоровлению банковской системы. В частности, к одной из функций Банка России отнесено принятие решений о приостановлении действия лицензий кредитных организаций и их отзыва. По мнению Нарека Авакяна, аналитика финансовой компании AForex, отзывы лицензий у банков необходимы для большей финансовой дисциплины банковского сектора в целом. Как правило, отзываются лицензии у небольших банков, чтобы не наносить ощутимого ущерба сектору в целом. Однако тотальные отзывы лицензий даже небольших банков, и даже если эти отзывы будут по делу, могут вызвать некоторую панику не только в банковской среде, но и среди населения, и банкам будут доверять еще меньше обычного. «В будущем такая политика должна иметь только положительные последствия. Ведь прозрачность банковской системы – это основа инвестиционного роста», – отмечает в разговоре с «НИ» старший научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Николай Трошин.

Действительно, с рынка ушел ряд банков, которые в течение многих лет имели репутацию недобросовестных и ставших, по сути, для своих владельцев средством отмывания нелегальных финансовых потоков. Но, как отметил директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, вопрос заключается в своевременности проведения этих мер. В текущей кризисной ситуации агрессивная чистка выглядит, по мнению экспертов, сомнительной. Ведь тесная взаимосвязь бизнеса ликвидированных банков с бизнесом большого числа легальных компаний и средствами десятков тысяч вкладчиков как раз и повлекла за собой в результате их принудительного банкротства тяжелые последствия для бизнеса и населения. Нельзя забывать и об эффекте «домино», когда в результате паники усилился процесс перетока вкладчиков в государственные банки.

Как справедливо отметил В.С. Черников, Конституция РФ не устанавливает основных параметров системы управления банками, отсутствует также и закон по данному вопросу, "цели по регулированию банковской деятельности к основным функциям Центрального банка Конституцией РФ не отнесены, и следование им не является причиной "независимости" главного банка страны"[3].3

В этой связи представляется необходимым закрепление в Законе о ЦБ РФ нормы, содержащей четкое указание на место нормативных актов Банка России в системе нормативных актов (это может быть также и Федеральный закон о нормативных актах).

Фактически в рамках управления банковской системой страны Центральный банк РФ соединяет в себе три властные функции: нормотворческую, исполнительную и квазисудебную. В этой связи представляются обоснованными предложения Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина о необходимости распространения принципа разделения властей как методологического и на систему "денежной власти"[4].4

Авторы полагают, что именно такое разделение "денежной власти" вполне будет формально соответствовать Конституции РФ и установленному ею принципу независимости Центрального банка при принятии им решений (ст. 75 Конституции РФ).

Е.Н. Пастушенко считает, что Банк России является особым независимым органом государственной власти специальной компетенции, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную), и вся его деятельность, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер.

Подводя итоги, можно обозначить следующие положения: с одной стороны, Центробанк России - орган государственной власти, занимающий особую позицию в банковской системе страны, и имеющий специальную компетентность в сфере управления этой системой, и с другой стороны, Центральный банк РФ - юридическое лицо с организационно-правовой формой, неведомой действующему Гражданскому кодексу РФ.

На текущий момент, в законодательстве России нет органа, наиболее полно умеющего отразить всю специфику правового положения ЦБ РФ. Однако ряд ученых в качестве такого института рекомендуют категорию юридического лица гласного права. Такой итог следует из того, что Банк России является органом национальной власти, снабженный характерными полномочиями, и вся его жизнедеятельность, в том числе деятельность в качестве юридического лица, носит гласный характер.

Таким образом, необходимо вписать в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» коррективы, касающиеся законодательного закрепления за Центробанком статуса юридического лица публичного прав

Список использованных источников:

[1] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и

проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 - 55

[2] Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация

деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

[3] Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

[4] Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 - 55

2 Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

3 Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

4 Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

Просмотров работы: 3100