ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РФ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РФ"

Коропат Р.О. 1
1Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Госдуму РФ был внесен законопроект о создании в России территорий опережающего социально-экономического развития. Согласно пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание правовых основ государственной поддержки опережающего социально- экономического развития регионов Российской Федерации. В нашей работе мы разберем, в чем будет заключаться, и как будет осуществляться данная поддержка, а так же возможные последствия принятия данного закона.

Основная идея законопроекта заключается в создании так называемых «территорий опережающего социально-экономического развития» (далее ТОР). На этих ТОР будут введены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

В мировой практике, идея создания таких территорий не нова. Как утверждается в пояснительной записке, законопроект учитывает международный опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Функционирующие на территории указанных государств особые территории действуют, как правило, на основании отдельного правового акта высшей юридической силы, который содержит существенные изъятия из общих правил регулирования в сфере земельных отношений, предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов и т.д.

В основе правового регулирования создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, как утверждает Правительство РФ, был использован аналогичный лучшим российским и международным практикам подход.

Согласно ст. 1 предлагаемый Федеральный закон определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки на таких территориях, а также регулирует отношения, связанные с осуществлением деятельности на таких территориях.

Под ТОР же предполагается часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности. Данное определение представлено в п.3 ст. 2.

Стоит сразу же отметить, что в законопроекте в первую очередь подразумевается территория субъекта Дальневосточного федерального округа. Согласно проекту в течение трех лет со дня вступления в силу федерального закона ТОР будут создаваться на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, а по истечении трех лет - на территориях остальных субъектов РФ.

Создаваться ТОР будут по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа. Такое предложение должно в себе содержать необходимую информацию к которой законодатель относит:

  1. прогнозную оценку динамики роста объемов дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием

  2. перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действуют особые правовые режимы

  3. минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР

а так же иную информацию, которая позволила бы определить целесообразность и возможность создания ТОР, а так же и пользу его создания.

Создание объектов инфраструктуры ТОР финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также иных источников финансирования.

Рассматриваемый нами федеральный закон предполагает наличие двух органов управления ТОР: управляющая компания и наблюдательный совет.

Полномочия наблюдательного совета определяются «Положением о НС ТОР» и включают в себя:

- координацию деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании ТОР

- содействие в реализации проектов резидентов ТОР

- рассмотрение и утверждение перспективных планов развития ТОР

- осуществление контроля за реализацией этих планов

В свою очередь управляющая компания осуществляет непосредственные управленческие и административно-хозяйственные функции и полномочия, такие как:

1) выступает застройщиком объектов инфраструктуры ТОР;

2) обеспечивает или организует обеспечение функционирования объектов инфраструктуры на ТОР;

3) ведет реестр резидентов и предоставляет органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии с их полномочиями документы, подтверждающие статус резидента ТОР;

4) организовывает предоставление резидентам ТОР услуг, необходимых для осуществления их деятельности (в том числе юридических услуг, бухгалтерских услуг, услуг таможенного представителя);

5) осуществляет функции многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

Следующий важный вопрос, на который стоит обратить внимание, касается так называемых резидентов ТОР. К ним законопроект относит индивидуальных предпринимателей, юридических лиц являющихся коммерческой организацией заключивших соглашение об осуществлении деятельности на ТОР и включенные в реестр резидентов ТОР.

В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением и осуществить инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Сразу появляется вопрос, а зачем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям становиться резидентами. Особенно учитывая тот факт помимо накладываемых на них обязанностей, преодоления «бумажных вопросов» связанных с вступлением в реестр имеются так же ограничения.

Смысл заключения соглашения и становления резидентом заключается в том, что на ТОР действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, которые заключается в следующем:

1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;

2) установление льготных ставок арендной платы;

3) устанавливаемые законодательством РФ о налогах и сборах особенности налогообложения резидентов;

4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;

6) предоставление государственных услуг на ТОР;

7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

8) освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и т.д.

Данные меры, по мнению Правительства РФ позволят создать благоприятные условия для развития экономического и научного потенциала субъектов РФ, эти меры повлекут за собой привлечения инвестиций в их экономику.

В пользу принятия данного законопроекта и как следствия создания ТОР говорит представленная Правительством РФ оценка экономических последствий и экономический эффект от реализации законопроекта.

Речь идет в первую очередь об увеличении к 2025 году совокупного валового регионального продукта на 1 940 800 118 тыс. руб.

Реализация инвестиционных проектов в рамках ТОР и за их пределами, создание развитой инженерной, социальной и сервисной инфраструктуры позволит привлечь в различные уровни бюджетной системы Российской Федерации поступления налогов, сборов (пошлин), иных обязательны платежей за период до 2025 года (включительно) в объеме 531 776 976 тыс. руб.

Кроме того создание ТОР позволит обеспечить создание порядка 37 тысяч дополнительных рабочих мест.

Цифры, предлагаемые правительством, несомненно, внушительные, но в то же время не стоит забывать, что это лишь предполагаемые данные и как замечает само Правительство в дать конкретную оценку влияния принятия законопроекта не представляется возможным.

Подводя итоги, хотелось бы согласиться с представленным в пояснительной записке мнением о том, что дать конкретную оценку последствиям принятия и реализации законопроекта невозможно, так как существует огромное количество факторов, которые могут повлиять на реализацию рассматриваемого нами законопроекта. В то же время стоит отметить, что представленные в теории результаты являются крайне заманчивыми, и грамотная и добросовестная реализация законопроекта, верные и своевременные решения возникающих в ходе реализации проблем может привести к заданным целям, что несомненно положительно отразиться на дальнейшем развитии Российской Федерации.

Список использованных источников

  1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] Проект Федерального закона N 623874-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.10.2014) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2014.

  2. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2014.

  3. Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального Закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2014.

Просмотров работы: 2335