ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ НА ФОТОГРАФИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ НА ФОТОГРАФИИ

Продан Ю.Н. 1
1Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый из нас хоть раз в жизни выступал в роли фотографа или модели. А с появлением современных цифровых гаджетов, создать снимок не занимает более секунды времени, а поделиться радостным или каким-либо информативным моментом с помощью фотографии не составляет особой сложности, благодаря социальным сетям.

Современное законодательство исходит из признания фотографических произведений, а также приравненных к ним произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным объектом авторского права и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формальностей. Это значит, что любые фотографические произведения можно использовать только с разрешения того, кто имеет право по закону давать разрешение на использование таких снимков.

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Фотографическое произведение это гораздо шире, чем фотография – всё, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах, например (переработанная фотография), и способами аналогичными фотографии.

Разрешение на использование фотографий может давать их автор – фотограф, если он не передал такое право другим лицам по договору. (ст. 1270 ГК РФ). Художник по свету, художник-постановщик, дизайнер, режиссёр и другие творческие участники съемки не создают фотографию, но могут стать её авторами, если между ними и фотографом будет заключен договор о распределении авторских прав на фотографии (ст. 1258 ГК РФ).[1] Те, кто оказывают техническое, консультационное, организационное или материальное содействие не могут признаваться авторами фото (автор идеи, помощники, а возможно и гримеры - ст. 1228 ГК РФ). Таким образом, если фотограф не передал свои права или не пообещал их передать, то выдает разрешения на использование фото именно он.

Интересным в данном предмете исследования оказался вопрос о целях создания фотографии или фотографического произведения и субъектный состав лиц, претендующих на авторское право этих фотографий. Наиболее спорным правоотношением является авторство фотографа при создании рекламной фотографии. Рекламная фотография – это целиком и полностью коммерческая фотография, однако рекламная фотография, как и любая фотография, является объектом авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных). В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим использованием фотографии.[2, стр. 28]

Исключительные права регламентируют порядок дальнейшего использования созданной фотографии, в том числе вопросы ее видоизменения (переработки), включения в сборники, опубликования и др. Помимо авторских прав, при создании и дальнейшем использовании рекламной фотографии реализуются права на использование изображений (образов) людей (граждан) и предметов, к которым помимо неодушевленных предметов относятся растения и животные. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») животные отнесены к имуществу. Все вопросы, связанные с авторскими правами, а также права на использование изображений (образов) урегулированы нормами ГК РФ.

Согласно ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ, в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права – права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. Законодательство России не устанавливает каких бы то ни было ограничений по кругу лиц, которые могут быть авторами фотографии.

Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. А вот что касается остальных участников, то тут уже возникают некоторые вопросы. Поскольку в последнее время все чаще при создании рекламной фотографии используют труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. [3, стр. 56] Как показывает опыт, оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации.

Может ли рекламодатель (работник рекламодателя) или лицо, сделавшее заказ на создание рекламной фотографии, быть ее автором? Исходя из смысла ст. 1228 ГК РФ лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, авторами признаны быть не могут. Но очень часто рекламодатель (заказчик) передает фотографу подробное задание (описание) будущей фотографии, в котором описывает, какие предметы должны быть изображены, в каком ракурсе, в композиции с каким предметами и каков должен быть сюжет фотографии. Известны случаи, когда заказчик описывает даже требования, предъявляемые к фотомоделям, снимаемым на рекламных фотографиях. Однако все эти описания, как бы подробны и конкретны они ни были, непосредственно не создают фотографию, а являются всего лишь идеями. На основании положений ст. 1259 (п. 5) ГК РФ идея как таковая не является объектом авторского права. Исключение может составить случай, когда заказчик либо его работник сами непосредственно будут осуществлять постановку сцен, которые фотограф должен будет только отснять. Но такие случаи, если они и имеются, носят редкий единичный исключительный характер, не являясь типичными. То есть рекламодатель, заказчик рекламной фотографии или же их работники не могут быть авторами рекламной фотографии.

Другим случаем, может быть если фотографии были заказаны работодателем или конкретным лицом, заинтересованным в разовой услуге. В таком случае, работодатель заключает трудовой договор и дает фотографу задания на создание конкретных фотографий. Такие задания могут быть устными, главное чтобы создание фотографий было закрепленными документами трудовыми обязанностями (ст. 1295 ГК РФ) и прием фотографий фиксировался работодателем. Заказчик может также заключить договор авторского заказа на создание фотографий (ст. 1288 ГК РФ), или приобрести права на фотографии после их создания по лицензионному договору (ст. 1233ГК РФ) для использования в изданиях, печатной продукции, промышленности или на товарах.

Работник обязан передать работодателю права на фотографии, только если работодатель дал задание на их создание. Между заказчиком и фотографом может быть заключен договор заказа или приобретения фотографий (купли-продажи) и прав на них после их создания (отчуждения или лицензионный). По договору заказа заказчик имеет право без согласия фотографа и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал фотографии и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этой фотографии для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ), даже если договор не предусматривает получение заказчиком каких-либо прав на фотографии. Все передаваемые заказчику права должны быть точно указаны.

Чаще всего, вознаграждение работникам-фотографам указывается в положении или приказе по организации и устанавливается как единовременная плата. По договору отчуждения предполагается единовременная оплата. Лицензионный договор предусматривает фиксированные отчисления или в процентах за перечисленные случаи и виды использования фотографии.

Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию. Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае своё авторство фотографу будет доказать не просто.

Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях.

Таким образом, права сначала возникают только у этих лиц, т.к. на основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным. [4, стр. 71]

Согласно ст. 152.1 ГК РФ целенаправленное изображение человека как основного объекта изображения на фотографии допустимо только с его согласия.[5]Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату (например, по трудовому договору). Договор с моделью может заключать как фотограф, так и заказчик, в зависимости от того, кто собирается использовать фотографии. Если модель позировала не за плату, но в общественных интересах – например, реклама вакцинации населения, борьбы с курением, то договор можно не заключать.

Правовой статус изображения животных, растений и неодушевленных объектов заслуживает отдельного рассмотрения. Не раз многими юристами было разъяснено, что законодательство предусматривает ограничения на изображение человека, но поскольку подобные ограничения не предусмотрены для вещей, то фотосъемку и иное изображение чужого имущества можно проводить без каких бы то ни было ограничений. [6, стр. 101]Однако необходимо помнить, что фотография является объектом исключительных прав. А сами исключительные права на основании ст. 128, 1013 (п. 1), 1226 ГК РФ охватываются понятием «имущество». То есть вместе с созданием фотографии ее автор (авторы) приобретают имущество, коим являются исключительные права. Согласно ст. 136 ГК РФ таковое приобретение квалифицируется как «получение плодов, продукции, доходов в результате использования», в данном случае речь идет об использовании животных, растений и неодушевленных объектов, т.к. имущество (исключительные права) было приобретено с их помощью. На основании ст. 209 (пп. 1, 2) ГК РФ использовать имущество вправе только его собственник или же иное лицо, которому собственник разрешил таковое использование каким бы то ни было образом. Исходя из изложенного, следует, что фотосъемка животных, растений и неодушевленных объектов возможны только с согласия их собственника. Правда, этот вывод пока что не подтвержден практикой, но и не опровергнут.Принимая во внимание изложенное, следует рассмотреть вопросы договорных отношений при создании рекламной фотографии. Основной отличительной особенностью этого жанра является то, что создается рекламная фотография по заказу рекламодателя. В подавляющем большинстве случаев рекламодателем или заказчиком является фирма, юридическое лицо. Следовательно, на основании ст. 153, 154 (п. 1), 160, 161, 420, 434 ГК РФ заказ на создание рекламной фотографии должен быть оформлен в виде договора в письменной форме. Названный договор может быть квалифицирован как «договор авторского заказа» (ст. 1288, 1289 ГК РФ). Заказчиком по договору является рекламодатель (иной заказчик), а автором (исполнителем) – фотограф. Следует учесть, что по умолчанию договор авторского заказа не предусматривает переход исключительных прав к заказчику. Поэтому в таковом договоре должна быть прописана процедура передачи исключительных прав на созданные рекламные фотографии. В противном случае исключительные права останутся у фотографа. Даже в этом случае заказчик обретет право использования рекламных фотографий в неограниченном объеме и количестве при осуществлении собственной деятельности на безвозмездной основе, но он никому не сможет передать этого права. Также в договоре авторского заказа целесообразно прописать обязанности сторон по предоставлению имущества для съемок и взаимоотношения с моделями. Как вариант, заказчик может обеспечить это за счет собственных сил и средств (как полностью, так и частично), наняв модель и предоставив собственное имущество либо урегулировав все вопросы с собственником фотографируемого имущества. Чаще всего заказчик поручает оформить отношения с моделью фотографу. Особенностью оформления отношений с фотомоделью при создании рекламной фотографии является то, что у фотомодели нужно получить разрешение на использование ее изображения и что фотомодель должна полностью передать принадлежащие ей исключительные права фотографу или заказчику. В противном случае у рекламодателя могут возникнуть препятствия при использовании фотографий (связанные с нарушением прав модели – исключительных и на изображение). В договоре авторского заказа целесообразно установить режим соблюдения личных неимущественных прав, т.е. указания имени фотографа и модели. По умолчанию при каждом случае использования рекламной фотографии заказчик (иное лицо) обязано будет указывать имена фотомодели и фотографа.

Список использованных источников

[1]. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ;

[2].Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ/ Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова - "Система ГАРАНТ", 2012.

[3].Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сборник научных трудов. Т.1. Изд. 2-е, под ред. В.Н. Лопатина / М.: Издательство «Юрайт», 2010.

[4]."Авторские и смежные с ними права: Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации" (под ред. П.В. Крашенинникова), «Статут», 2010.

[5]."Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, (часть первая) (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ;

[6].Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Часть 4 ГК РФ. Т. Е. Абова. // Под ред. Александра Кабалкина. М. 2012. Издательство: Юрайт.

Просмотров работы: 1825