РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ

Горохова Ю.А. 1
1Московский государственный университет экономики статистики и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идущее от римских юристов деление права на публичное (нормы, регулирующие вопросы общественного характера) и частное (отношения частного характера) имеет в настоящее время, главным образом, ориентирующее значение. Почти все отрасли права включают нормы и публично-правового, и частноправового характера.

Для более точного определения юридического лица публичного права, необходимо дать определение самого «юридического лица»

Статья 48 Гражданского кодекса, озаглавленная "Понятие юридического лица", гласит, что это - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Далее говорится, что учредители или участники юридического лица могут иметь разные обязательственные или вещные права в отношении его имущества. В отношении некоторых юридических лиц (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы) их участники имеют обязательственные права. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия и финансируемые собственником учреждения. В этих характеристиках, в отличие от многих определений гражданских кодексов зарубежных стран, уже просматриваются некоторые элементы, свидетельствующие о намерениях создателей российского ГК несколько выйти за узкие рамки только "цивилистического" понимания природы юридического лица Реальная жизнь, вызвавшая существование разнообразных юридических лиц, в том числе не укладывающихся в рамки гражданско-правового регулирования, заставляла искать новые формулировки, приспосабливать прежние положения к сложившимся реалиям.1

В российском так и в зарубежном законодательстве называются такие юридические лица, к которым классификации на основе частного права могут применяться только частично или совсем неприменимы. Это юридические лица публичного права. Среди таких юридических лиц в конституционном, административном, гражданском праве зарубежных стран и российском праве называется само государство. В Конституции Европейского Союза названы некоторые "институты ЕС", например Европейский банк, который выполняет отдельные управленческие, регулирующие функции в сфере кредитно-денежного обращения (ст. 1-30). Во Франции публичными юридическими лицами считаются "территориальные коллективы" (департаменты, коммуны, различные учреждения, создаваемые государством и муниципальными образованиями). Ясно, что статус государства, муниципальных образований, учреждений, создаваемых государством или муниципальными образованиями, центрального банка, многих других учреждений регулируется не сколько частным правом, сколько правом публичным.

В российской литературе внимание на юридическое лицо публичного права обратили цивилисты. Так, М.И. Кулагин в работе "Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо" отмечает, что в зарубежных странах существуют три вида юридических лиц: частного права, публичного права и "смешанное". Говоря сравнительно подробно о частном и смешанном юридических лицах, он не анализирует детально юридическое лицо публичного права, но в предложенных им общих чертах юридического лица такой подход нашел частичное отражение. М.И. Кулагин называет некоторые виды юридических лиц публичного права в зарубежном законодательстве: "буржуазное государство", выступающее в имущественных отношениях как казна, административно-территориальные подразделения государства (штаты, земли), государственные учреждения и государственные организации, которые одновременно выступают как хозяйствующие субъекты и как органы управления. Некоторые из них он называет публичными корпорациями, а другие - частными, поскольку они создаются частными лицами и считается, что преследуют частные цели.2

Так насколько же соответствуют публично-правовые образования цивилистическим признакам юридического лица и являются ли органы государства юридическими лицами? Особенностями юридического лица публичного права являются особый порядок назначения управляющих, своеобразие органов. Такие лица выступают как носители государственной воли, носители публичных прав и обязанностей. Общественные отношения с их участием могут регулироваться и гражданским, и административным, и конституционным правом (в качестве примера государственный банк, действующий как управляющий субъект, например, при определении учетной ставки, и как хозяйствующее лицо, когда принимает вклады или учитывает векселя).

В законодательстве России словосочетание "юридическое лицо публичного права" не используется, но, как говорилось, субъекты РФ, муниципальные образования, многие организации публично-правового характера, органы государства, субъектов РФ, муниципальных образований названы юридическими лицами или обладающими правами юридического лица. Вырабатывая такое понятие, необходимо обратить внимание на следующие характеристики, часть которых уже называлась современными учеными и юристами.

1. Юридическое лицо публичного права по своему происхождению и основному качеству - публично-правовое образование.

2. Оно имеет особое целевое назначение: реализация не просто общих, а общественных интересов. Юридическое лицо публичного права не вправе преследовать частные интересы своих членов путем использования принадлежащих ему полномочий.

3. Юридические лица публичного права обладают разными по своему характеру властными полномочиями государственной, муниципальной и общественной корпоративной власти. Такие полномочия могут иметь и нормоустанавливающий, и распорядительный, и иной характер.

4. Юридические лица публичного права являются носителями прав и обязанностей публичного характера. Осуществляя полномочия, юридическое лицо публичного права в отличие от юридического лица частного права, которое может делать все, что не запрещено законом, вправе делать только то, что ему предписано или разрешено законом.

5. Юридическое лицо публичного права всегда имеет имущество. Такое имущество редко находится на праве собственности и используется не для извлечения прибыли, а для осуществления полномочий публичного юридического лица.

6. Юридическое лицо публичного права создается особым путем: не в порядке соглашения, учредительного договора и т.д., а на основе признания уже существующего явления (государство) или путем использования распорядительного порядка (создание некоторых публичных учреждений, например государственного банка, путем издания соответствующих нормативных актов). Даже если такому образованию юридического лица публичного права предшествуют какие-то переговоры и договоренности с частной корпорацией, которая принимает на себя обязанность по обслуживанию населения (водоснабжение, электроснабжение и др.), завершающим этапом должен быть акт органа публичной власти (государства, муниципального образования и др.). Примером подобного рода (правда, без участия частной корпорации) может служить процедура создания Правительством Москвы государственного учреждения по работе с детьми - "Доверие".

7. Юридическое лицо публичного права не всегда имеет свой устав. Не всегда оно нуждается в государственной регистрации, но всегда создается и действует на основе определенного правового акта. Для государства роль устава выполняет конституция государства. Органы государства могут действовать как юридические лица на основании законов парламента и других документов, принимаемых ими. Например, представительный орган муниципального образования, характеризуемый законом как юридическое лицо, действует на основе устава муниципального образования, собственного регламента и других документов. Многие юридические лица публичного права действуют на основании законов о них (например, Центральный банк России), могут создаваться и действовать на основании указов главы государства, постановлений правительства, приказов министерств и т.д.

8. Ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер.

Переходя к классификации юридических лиц публичного права, следует отметить, что она несколько иная, чем у лиц частного права. Опираясь на общие положения определения понятия публичного юридического лица, можно выделить несколько разновидностей юридических лиц публичного права это:

1) Общества публичного территориального характера, обладающие политической публичной властью. К первой группе относятся государства, Европейский Союз, субъекты федерации, территориальные автономные образования политического характера имеющие свои конституции.

2) Государственные и муниципальные учреждения.

3) Некоторые органы государства и местного самоуправления, признанные законом юридическими лицами публичного права.

На сегодняшний момент Гражданский Кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Кроме того появилось более четкое разделение ОФП организаций на виды: коммерческие и некоммерческие юридические лица, корпоративные и унитарные.

Несмотря на то, что понятие юридического лица возникло в недрах гражданского права, оно прочно вошло и в систему публичного права. Главная задача гражданского права в отношении юридических лиц публичного права заключается в признании их в качестве субъектов гражданского права и в предоставлении им таких правомочий, которыми пользуются юридические лица частного права.

Список использованной литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)

  2. Чиркин, В.Е. «Юридическое лицо публичного права» / В.Е. Чиркин. - М., 2013.

  3. Чиркин, В.Е. «Понятие юридического лица и орган государства» / Е.В. Чиркин // Конституционное и муниципальное право. - 2010.

  4. М. И. Кулагин. «Избранные труды Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо». М., «Наука»- 1994г.

1 Чиркин, В.Е. «Понятие юридического лица и орган государства» / Е.В. Чиркин // Конституционное и муниципальное право. - 2010.

2 [М. И. Кулагин. Избранные труды Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо]

Просмотров работы: 2117