ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КАЧЕСТВА ИХ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КАЧЕСТВА ИХ ЛИЧНОСТИ

Шестакова Я.Д. 1
1Магнитогорский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса. Формирование и развитие познавательных интересов школьников является необходимой потребностью общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Один из первых проблему формирования и развития интереса разрабатывал выдающийся философ-гуманист, Я. А. Коменский. В «Великой дидактике» он советует: «Всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствие и не отвращало их от дальнейших занятий. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и властями» [Цит. по 6, с. 96].

К. Д. Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая сделать учебу, насколько это возможно, интересной, К. Д. Ушинский советовал не превращать учение в забаву. Интенсивное учение, по его мнению, не исключает работу с усилием, а способствует ей.

Как сложное и очень значимое для человека образование «интерес» имеет множество психологических трактовок:

1) С. Л. Рубинштейн, рассматривают «интерес», как проявление умственной и эмоциональной активности;

2) Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо как избирательную направленность внимания человека;

3) Л. А. Гордон как особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека;

4) В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов как активное познавательное отношение человека к миру;

5) А. Г. Ковалев, как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью;

6) Н. Г. Морозова как эмоционально-познавательное отношение человека к миру;

7) М. В. Демин как ведущий побудитель деятельности человека.

С точки зрения А. К. Марковой, познавательный интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно - эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере [5, с. 23]. В. Б. Бондаревский под источником развития познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. Познавательный интерес с точки зрения автора, является средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам [3, с. 13].

По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес определяется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [7]. Как полагает автор, познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится. Постоянно функционирующий в деятельности школьника познавательный интерес, взаимодействуя с устойчивыми способами поведения, все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера.

Как считает Б. Г. Ананьев, превращение первоначального познавательного отношения в устойчивую черту личности совершается в общем процессе становления личности, в ходе обучения и воспитания. Приобретая устойчивость, постоянство, познавательный интерес становится одной из главных побудительных сил умственного развития и поведения [1, с. 50].

Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес как предполагает Г. И. Щукина, определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности [7]. По суждению Л. И. Божович, познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности. Находясь в числе ведущих мотивов деятельности, познавательный интерес способствует формированию внутренней позиции личности, т.е. ее отношения к действительности [2].

Как показывают психолого-педагогические исследования, познавательные интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в еще большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего нас мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения [7].

Как полагает А. В. Лебедева, в первые годы обучения у младшего школьника, особенно развивается познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы [4].

Мы «познавательный интерес» рассматриваем, как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев, под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.

  2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И.Божович // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 73. – С. 50-55.

  3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.

  4. Лебедева, А. В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А. В. Лебедева // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С. 100-103.

  5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.

  6. Петунин, О. В. Проблема формирования познавательного интереса в зарубежной педагогике и психологии / О. В. Петунин, Л. Ф. Трифонова //Инновации в образовании. – 2006. – № 1. С. 95-98.

  7. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208 с.

Просмотров работы: 6649