РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Пещерова А.С. 1, Исаева И.Ю. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу творчества и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы – усиление творческого потенциала личности посредством развития творческих способностей.

Проблемой творческих способностей занимались многие ученые, такие как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, О. И. Мотков, В. А. Разумный и др.

Определению фундаментальных механизмов функционирования творческих способностей и мышления, их уровней и процессов развития посвящены исследования А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, O. K. Тихомирова Б. М. Теплова и др.

Б. М. Теплов творческие способности рассматривает как определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [4, с. 69].

В. Д. Шадриковым творческие способности определяются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [5, с. 10].

Л. А. Большакова творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [1, с. 14].

О. И. Мотков под творческими способностями понимает способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [3, с.126].

В педагогике творческие способности рассматриваются как индивидуальные психологические особенности личности, проявляющиеся в способности познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, но так называемым сензитивным периодом для развития творческих способностей является младший школьный возраст (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и др.).

Младшие школьники чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующие их занятия, работу. Они изобретательны в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов; способны продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.

Как показали наши наблюдения за младшими школьниками, большую роль в развитии творческих способностей играет проектная деятельность.

Проектная деятельность в начальной школе – это совместная или самостоятельная творческая учебно-познавательная деятельность, осуществляемая учащимися. Характерные черты этой деятельности – единая цель, согласованные способы и методы деятельности, задействования творческого и логического мышления учащихся, жажда знаний, направленные на достижение определенного результата – создание проекта. Как известно из практики, проектная деятельность занимает одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы.

В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Она основана на гибкой организации процесса обучения учащихся.

Основными факторами проектной деятельности П. А. Маслов считает рост познавательной, творческой активности учащихся; раскрытие их творческого потенциала; активизацию субъектной позиции; формирование самостоятельности и ответственности; стимулирование самореализации; повышение мотивации учащихся при решении задач; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися [2].

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта; презентация проекта.

Особенность проектной деятельности учащихся младших классов как средства формирования этих новообразований состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. На данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта.

В начальной школе учащиеся выполняют различные проекты, например:

– проекты-наблюдения: наблюдения за неживой природой («Встречаем зиму», «Готовимся к весне» и др.)» наблюдения за живой природой (за жизнью домашних животных, птиц, за делами человека и др.);

– конструктивные проекты («Моя любимая игрушка», «Праздничный сувенир», «Праздничная открытка» и др.);

– экскурсионные проекты («Наш комбинат», «Театр Буратино», «Мы в краеведческом музее» и др.);

– творческие проекты («Мой город», «Мой район», «Отдых всей семьей», «Ландшафтный дизайн» и др.).

Участие в проектной деятельности – это сложный труд и для учащихся, и для учителя. Поэтому хотя и проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако все же посильную помощь в создании проекта должны оказать родители. Задача родителей состоит в том, чтобы знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию ребёнка, если он обратится к родителям за помощью.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует самостоятельному добыванию знаний, овладению новыми способами работы, стремлению к достижению цели без посторонней помощи, развитию познавательного интереса и творческих способностей.

Список использованной литературы

  1. Большакова, Л. А. Развитие творчества млдшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2002. – № 2. – С. 12-16.

  2. Маслов, П. А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности / П. А. Маслов // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 5.– С. 71-74.

  3. Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. – М. : Педагогика, 2006. – 320 с.

  4. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 2003. – 242 с.

  5. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков – Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 2001. – 288 с.

Просмотров работы: 3740