НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФГОС НОО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФГОС НОО

Король А.С. 1, Кондрашова Е.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственное воспитаниеучащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому с ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания, достигнутые человеком в определенный период жизни, помогают проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Н. Е. Щуркова нравственное воспитание рассматривала как процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду [7, с. 13]. В педагогике воспитание нравственное – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, осуществляемый в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора [4, с. 45].

Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Даже младенческий возраст имеет определенное значение для дальнейшего духовного развития личности. А. Ц. Гармаев отмечает, что отношение к малышу как к сознательному человеку пробуждает в ответ все более осмысленное отношение ребенка к близкому взрослому. Эти отношения между взрослым и ребенком становятся подготовительными для духовного развития. В возрасте от 7 до 10 лет душевное становление детей, по-видимому, становится ведущим. При этом, если до 7 лет в отношениях со взрослыми запечатлевалось послушание, то после 7 лет является в душе ребенка живое действие – почитание взрослых. Трогательная любовь к тому, кто хранит людей и которого слышит детская душа ребенка 5-7 лет, рождает в 7-10 лет почитание тех, кто поддерживает в нем духовное развитие [1, с. 19]. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок. Выбор форм общения имеет важное значение для духовного роста. Ребенок особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние на расширение диапазона восприятия моральных требований оказывает семья. На индивидуально-эмоциональном уровне начинает формироваться отношение к правилам благодаря отношению к взрослым, их предъявляющим.

Благодаря исследованиям, проведенным Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Ж. Пиаже рассматривает у детей два вида нравственности: нравственность принуждения (малыш должен приспосабливаться к запрещениям, указаниям старших), нравственность сотрудничества, возникающей на основе взаимных отношений со сверстниками, которые имеют двухсторонний обратимый характер. Правила становятся разумными соглашениями. Справедливость рассматривается с позиций равенства [Цит. по 3, с. 214].

Каждый из возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. Рассмотрим особенности нравственного воспитания младших школьников.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В. А. Мухина считает, что младший школьный возраст это период от 6 до 10лет, когда ребёнок проходит большой путь в своём индивидуальном развитии [2, с. 311]. Данный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.

Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения, эти знания получены в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. [2, с. 311].

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

При работе над проблемами нравственного воспитания младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю. Ребенок в таком случае учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7 лет не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима частая смена видов деятельности.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между тем, как нужно, и как практически применить. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.

5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [5]. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации, искусства, и т. д. «Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни… Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника» [5].

Функцию нравственного воспитания подрастающего поколения в ходе учебной деятельности берет на себя общеобразовательная школа, ориентируясь при этом на согласование с утверждением общечеловеческих ценностей, которые являются основой продвижения любого общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения [6].

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных педагогических задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций народа.

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

  2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): а) любящий свой народ, свой край и свою Родину; б) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; в) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; г) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; д) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; е) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; ж) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Итак, в соответствии с перечисленными требованиями ФГОС НОО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Одна из задач нравственного воспитания – правильно организовать деятельность ребенка, которая выступает как критерий его нравственного воспитания. А возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организации.

Мы под нравственным воспитанием младших школьников понимаем процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Результатом нравственного воспитания является отношение младшего школьника к своим обязанностям, к деятельности, к одноклассникам и другим людям.

Нравственные категории мы отразили в таблице, которые формируются у учащихся, обучающихся по учебнику Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «В одном счастливом детстве».

Автор произведения

Название произведения

Нравственные качества

Тема раздела «ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Ю. Ким Отважный охотник Смелость, отвага
С. Голицын Сорок изыскателей Дружба, дружеские отношения
К.Г. Паустовский Кот-ворюга Ответственность за дело, стыд за плохой поступок, самооценка

Тема раздела: Природа летом

А. Чехов Степь (фрагмент) Доброе отношение к окружающему миру
М. Пришвин Золотой луг Дружба, дружеские отношения
И. Бунин Розы Доброе отношение к окружающему миру

Тема раздела «УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ»

Э. Успенский Школа клоунов Дружба, дружеские отношения
Б. Заходер Перемена Ответственность за дело, стыд за плохой поступок, самооценка
О. Григорьев Витамин роста Доброе отношение к окружающему миру

Тема раздела «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

А.С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Доброе отношение к окружающему миру
К. Паустовский Мой дом Любовь к родине

Тема раздела «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

русская сказка «Кот и лиса» Решительность, настойчивость
А. Волков

Волшебник Изумрудного города

Отвага, благородство, честь
В. Высоцкий

Песня Кэрролла

Отвага, благородство, честь

Тема раздела «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

С. Есенин

«Поёт зима, аукает…» и «Пороша»

Умение сопереживать
К. Бальмонт

Снежинка

Доброе отношение к окружающему миру
В. Драгунский

Кот в сапогах

Верность в дружбе
Б. Пастернак

Снег идет

Доброе отношение к окружающему миру
В. Бианки

По следам

Решительность, настойчивость

Тема раздела «ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ»

В. Берестов

Прощание с другом

Ответственность за тех, кого приручили, кто поверил тебе
Д. Мамин-Сибиряк

Медведко

Ответственность за тех, кого приручили, кто поверил тебе
В. Драгунский

Дымка и Антон

Стыд за плохой поступок, самооценка
Ю. Мориц

«Пони», «Любимый пони»

Ответственность за тех, кого приручили, кто поверил тебе

Тема раздела «МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ»

Э. Успенский

«Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Забота и помощь в семье
Ю. Коринец

Подарки под подушкой

Забота и помощь в семье
С. Маршак

Хороший день

Дружба и понимание между взрослыми и детьми
В. Драгунский

Тайное становится явным

Стыд за плохой поступок, самооценка

Тема раздела: ДЕНЬ ПОБЕДЫ

А. Ахматова

Памяти друга

Верность в дружбе, любовь к Родине
В. Высоцкий

Он не вернулся из боя

Верность в дружбе

Тема раздела «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

К. Паустовский

Бескорыстие

Основа героизма – любовь к Родине, родному народу
В. Бахревский, Г. Цыферов

Ты, Россия моя

Основа героизма – любовь к Родине, родному народу

Литература:

  1. Гармаев, А. Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций / А. Ц. Гармаев. – М.: Московский центр межнац. и сравнит. образования, 1991. – 88 с.

  2. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.

  3. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. Психология образования. – 606 с.

  4. Словарь-справочник по педагогике / Авт-сост. В. А. Мирежиков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  6. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева – Изд-во: Юрийт, 2010. – 108 с.

  7. Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 1990. – № 1. – С. 13-16.

Просмотров работы: 12312