ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования является актуальной проблемой в педагогике.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах Н.С. Дежникова, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачёва, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и др., где раскрываются цели, задачи, принципы, условия воспитания сознательного отношения к природе.

Особенности воспитания у младших школьников сознательного и бережного отношения к природе раскрыты в работах Л.Д. Бобылевой, А.А. Плешакова, Н.А. Рыжова, Л.П. Салеевой и др.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования воспитание у младших школьников сознательного отношения к природе – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Структурными компонентами воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе являются такие компоненты как: интерес к природе и проблемам её охраны; знания о природе и способах её защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде.

В основе построения современных занятий о сознательном отношении к природе, должны лежать следующие целевые установки: развитие умений воспринимать окружающей мир посредством органов чувств, направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности, обучение младших школьников методам познания окружающего мира, воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания основ сознательного отношения к природе, так как в этот период интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. У младших школьников сформирована готовность к правильному, сознательному взаимодействию с природой. Она включает: эмоциональную сторону (восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам, мотивам поведения); деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях).

Различные виды деятельности младших школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления воспитания сознательного отношения к природе. Другим важным условием этого является систематическая работа по воспитанию бережного и сознательногоотношения к природе на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению окружающего мира разработаны с учетом экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включается материал экологического характера.

В практике работы учителя начальных классов применяются различные формы и методы воспитания сознательного отношения к природе младших школьников, такие как познавательные беседы, дидактические и ролевые игры, праздники, коллективные творческие дела, викторины на экологические темы и др.

Воспитание сознательного отношения к природе в начальных классах в определенной степени связано с выполнением конкретной природоохранной работы. Формы такой работы разнообразны: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная работа по выращиванию растений, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уход за животными и др. Важное место уделяется экскурсиям на природу, в процессе которых учитель обращает внимание детей на объекты природы, которые подлежат охране, на конкретных примерах показывает, что происходит с природой, если не соблюдаются обязательные правила поведения, к чему приводит массовый сбор цветущих растений, обламывание веток, загрязнение водоемов, разжигание костров в неположенном месте и др. Поэтому, необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением.

Таким образом, сознательное отношение к природе заключается в том, чтобы научить школьника правильному и бережному отношению к природе, быть не только «потребителем», но и «хранителем» природных ресурсов, а также защитником всей экосистемы не только родного края, но и всей планеты.

Просмотров работы: 1515