ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Бикбаева А.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационная карта программы

Тип программы – модифицированный

Образовательная область – основная общая

Направленность программы – познавательно-развивающая

Способ освоения содержания программы – творческая

Уровень освоения содержания программы – общекультурный

Форма реализации программы – групповая

Продолжительность реализации программы – 2 года

Пояснительная записка

Образовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральные миниатюры» рассчитана на 2 года.

Актуальность программы в том, что занятия театральной деятельности являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Театральное искусство - замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Также театр - это школа общения, где дети младшего возраста учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Цель программы: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи программы:

1) способствовать развитию театрального творчества и художественных способностей детей младшего школьного возраста;

2) развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространстве (стол, ширма, сцена);

3) способствовать развитию вербальных и невербальных средств общения (учить соотносить жест, движение и слово и в передаче художественного образа).

На занятиях детям будет дана возможность показать, прочувствовать, прожить, проиграть самобытность и неповторимое своеобразие театральной постановки или игры "А мы такие разные", в которой дети знакомятся с видами, жанрами театра, такими как пальчиковый, теневой, кукольный.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Актуализации, (от лат. actualis - деятельный) - действие, заключающиеся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последнего использования его при узнавании, припоминании, воспоминания или непосредственном воспроизведении.

  2. Доступности - это показатель когда и как основное время ресурса может быть запланировано для назначенной работы.

  3. Толерантности (от лат. tolerantia - терпение) - социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю. Толерантность не равносильна безразличию.

В образовательном учреждении использованы следующие педагогические технологии:

  1. Технология творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Цель технологии творческой деятельности — это раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

  2. Игровые педагогические технологии:

В театральной практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  1.  
    1. Развлекательную, мотивационную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  1.  
    1. коммуникативную: освоение диалектики общения;

    2. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    3. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    4. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    5. включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Организация образовательного процесса.

Программа «Театральные миниатюры » рассчитана на два года.

В клубном объединении "Театральные миниатюры" занимаются учащиеся 1-4 классов. Недельная нагрузка - 3 часа. Количество часов - 108. Форма проведения занятий - групповая.

Форма организации образовательного процесса:

1) занятия - игра;

2) занятия - праздник.

Условия реализации программы:

Темы занятий объединены в циклы, для каждого занятия делается тщательный отбор театрально-сюжетного материала.

Методы, помогающие в реализации программы:

1. Практические (Игры: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Цветик-семицветик», Речевые программы: «Ехал Грека, через реку», «Мы сидели на печи», «Как у бабушки Наташи», Театрализованные инсценировки: Э. Успенского «Тигр, вышел погулять», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом выевали»).

2. Словесный (рассказ, дискуссия).

3. Работа над театральными постановками (изучение сценария).

Результаты усвоения программы отслеживаются на занятиях, занятиях-праздниках с помощью диагностических методик. (Анкетирование).

Ожидаемые результаты реализации программы «Театральные миниатюры»

К концу первого года воспитанники должны знать:

1. Виды и жанры театра.

2. Историю зарождения театра.

3. Художественные виды театра: русские народные сказки, мюзиклы и т.д.

Дети должны уметь:

  1.  
    1. импровизировать;

    2. работать в группе.

Учебно-тематический план (1-й год обучения). Общее количество часов: 108, из них теоретических -40, практических - 68.

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Водное занятие. Знакомство с детьми.

  • Анкетирование.

  • Адаптация в коллективе

1

1

1

-

2

1

II

Основы театральной деятельности.

2

1

3

 
  • Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?

-

2

2

 
  • Чтение пьесы Л. Поляк «Репка».

1

1

2

 
  • Импровизация русской народной сказки «Репка».

-

1

1

 
  • Репетиция пьесы «Репка». Проигрывание пьесы «Репка».

-

2

2

 
  • Показ пьесы «Репка».

-

2

2

 
  • Театрализованная миниатюра «Семь сыновей».

2

2

4

 
  • Театральная миниатюра «Полет на Луну».

1

2

3

III

Виды театра

     
 
  • Детский театр.

2

2

4

 
  • Пальчиковый театр.

2

2

4

 
  • Драматический театр.

2

2

4

 
  • Театр теней.

2

2

4

IV

Организация музыкально-театрализованной деятельности школьников.

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2

1

3

 
  • Игры-драматизации.

2

2

4

 
  • Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

2

2

4

V

Театр миниатюр.

  • Просмотр пьесы С.Я. Маршака «Теремок».

2

2

4

 
  • Импровизация русской народной сказки «Теремок».

-

2

2

 
  • Подготовка к театральной постановке.

2

2

4

 
  • Репетиция пьесы «Теремок».

-

2

2

 
  • Показ пьесы «Теремок» выступление перед родителями.

-

2

2

 
  • Театральная миниатюра «Сказки тетушки курицы».

-

2

2

 
  • Импровизация пьесы «»Муха-чистюха».

-

2

2

 
  • Театральная миниатюра русской народной сказки «Колобок».

1

2

3

 
  • Репетиция русской народной сказки «Колобок».

-

2

2

 
  • Театральная постановка сказки по мотивам Корнея Чуковского «Доктор Айболит».

1

2

3

 
  • Импровизация сказки по мотивам Корнея Чуковского «Федорино горе».

-

2

2

 
  • «Заюшкина избушка».

2

2

4

 
  • Чтение пьесы «Заюшкина избушка».

2

2

4

 
  • Проигрывание пьесы по ролям «Заюшкина избушка».

1

2

3

 
  • Театральная миниатюра «Прыг, шмыг и Голосистое горлышко».

2

2

4

 
  • Просмотр сказки «Цветик-семицветик» по ролям.

1

2

3

 
  • Проигрывание пьесы «Цветик-семицветик» по ролям.

-

2

2

 
  • Показ сказки «Цветик- семицветик» выступление перед родителями.

-

2

2

 
  • Культпоход в театр Буратино.

-

2

2

 
  • Конкурс «Испытай себя» выступление перед родителями.

2

-

2

 
  • Театральная миниатюра «Как зайцы дом строили».

2

2

4

 

Итого:

40

68

108

Содержание программы

Первый год обучения.

Программа «Театральные миниатюры» состоит из учебно-тематического планирования, учебно-методического комплекса, приложения.

Учебно-методический план включает в себя теорию, практику и творческую часть деятельности.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности:

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Проводим анкетирование. Знакомство детей с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.;

  2. Основы театральной деятельности: изучаем сказку «Репку», импровизируем, репетируем и показываем сказку. Исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).

  3. Виды и жанры театра: изучаем историю театра, такие как: детский театр, пальчиковый театр, драматический театр, театр теней. Развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

  4. Организация музыкально-театрализованной деятельности школьников: просматриваем кукольные спектакли и беседуем по ним., подготавливаем и разыгрываем сказки и инсценировки.

  5. Театр миниатюр. Побуждение детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

Учебно-тематический план (2-й год обучения). Общее количество часов: 108, из них теоретических -40, практических – 68.

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие.

  • Анкетирование:

  • Адаптация в коллективе.

1

2

1

2

2

4

II

Организация музыкально-театрализованной деятельности.

     
 
  • Театральная пьеса: Про волшебника Оху и Дуню-ленивицу.

2

2

4

 
  • Пьеса «Огниво» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена.

2

2

4

 
  • Пьеса-сказка «Про то как морковку морковкой назвали».

2

2

4

 
  • Театральная миниатюра «Весенняя нежность» выступление перед родителями.

2

2

4

 
  • Игровая программа «Волк, Ворона и Веселые зайчата».

-

2

2

III

Игровые программы.

     
 
  • Мы давно не ели, кушать захотели.

2

2

4

 
  • Сказки тетушки Курицы.

2

2

4

 
  • Кто живет в квартире.

2

2

4

 
  • Под окном светлицы сундук…

2

2

4

 
  • Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.

1

2

4

 
  • Шляпная коробка.

2

2

4

 
  • Играем в театр!

2

2

4

IV

Речевая программа.

     
 
  • «Ехал Грека через реку».

1

1

2

 
  • «Жил да был Жилдабыл».

1

1

2

 
  • «Котелок».

1

1

2

 
  • «Мы сидели на печи».

1

1

2

 
  • «Как у бабушки Наташи».

1

1

2

V

Театрализованные инсценировки.

  • Э. Успенского «Тигр вышел погулять».

1

2

3

 
  • Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали».

1

2

3

 
  • П. Синявский «Непобедимое пугало».

1

2

3

 
  • А. Барто «Не одна».

1

2

3

VI

Театральные миниатюры.

  • Театральная миниатюра «Волк, ворона и зайчата».

1

2

3

 
  • Импровизация русской народной сказки «Курочка ряба». Автор К. Ушинский.

-

2

2

 
  • Пьеса «Непослушные котята».

-

2

2

 
  • Пьеса «Про девочку ниточку, шерстяные клубочки и маленького котенка».

2

2

4

 
  • Сказка про зайчонка – черные глазки, длинные ушки, маленький хвостик.

2

2

4

 
  • Снеговики (по мотивам румынской народной сказки).

2

2

4

 
  • Театральная миниатюра «Великий сказочник».

2

2

4

 
  • Импровизация пьесы «Здравствуй сказочный лес».

-

2

2

 
  • Импровизация пьесы «Тайна».

-

2

2

 
  • Импровизация сказки по мотивам Корнея Чуковского «» Федорино горе» выступление перед родителями.

2

2

4

 
  • Проигрывание пьесы «Цветик-семицветик».

2

2

4

 

Итого:

47

62

108

Содержание программы

Второй год обучения.

Программа «Театральные миниатюры» состоит из учебно-тематического планирования, учебно-методического комплекса, приложения.

Учебно-методический план включает в себя теорию, практику и творческую часть деятельности.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности:

Программа включает более сложные пьесы, роли, сюжеты.

  1. Вводное занятие. Анкетирование.

  2. Организация музыкально-театрализованной деятельности: «Про волшебника Оху и Дуню-ленивицу», «Огниво» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена.

  3. Игровые программы: « Сказки тетушки Курицы», «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать».

  4. Речевые программы: учимся правильно говорить скороговорки «Ехал Грека через реку», «Как у бабушки Наташи», «Мы сидели на печи».

  5. Театрализованные инсценировки: Э. Успенского «Тигр вышел погулять», П. Синявский «Непобедимое пугало».

  6. Театральные миниатюры: Пьеса «Про девочку ниточку, шерстяные клубочки и маленького котенка», Импровизация сказки по мотивам Корнея Чуковского «Федорино горе», Импровизация сказки «Курочка ряба» по мотивам К. Ушинский.

Литература

1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.

4. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

5. Лебедева, Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – 2007. – № 10.

6. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.

Приложение к программе 1

Учебно-методический комплекс

  1. Дидактический материал:

1.1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);

1.2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);

1.3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;

1.4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);

1.5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).

  1. Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки, , подбор музыки проектор.

  2. Детские книги с иллюстрациями: Сказки: теремок, колобок, репка и т.д.

Приложение к программе 2

Психолого-педагогическое сопровождение.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов школьного возраста. Театрализованная деятельность это распространенный вид творчества, он близок и понятен любому человеку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой – ведущим видом деятельности у детей. Использование театральной деятельности в работе помогает развивать интересы и способности детей школьного возраста; способствует общем развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Совместные репетиции помогают найти себе товарища по общению, а зачастую друга по духу. Также, во время репетиций актеры повышают свою коммуникативную грамотность, приобретают навыки сотрудничества, что является профилактикой или коррекцией конфликтного поведения. Постоянная занятость вселяет в сознание «актеров театра» мысль о том, что Я полезен обществу, чувство принадлежности к социуму. Удачно сыгранный спектакль улучшает эмоциональное состояние актеров, реализует способность в признании.

И в целом, это процесс, который способствует развитию творческого потенциала и формированию позитивного взгляда на собственную жизнь. Специалист по театральной деятельности помогает детям младшего школьного возраста изменять традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми.

Просмотров работы: 5406