ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Севостьянова Т.Г. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование у младших школьников навыков общения в процессе обучения является одной из актуальных проблем на современном этапе, так как общение выступает важной стороной жизнедеятельности ребенка. Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности.

Разработка проблем общения как важного условия психического развития человека, его социализации и формирования личности связана с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л.Н. Леонтьева и др. отечественных психологов.

Потребность в общении психологи относят к одному из важнейших условий формирования личности и рассматривается как взаимодействие личности и социокультурной среды, при этом последняя одновременно служит источником формирования данной потребности. Общение – важнейшая социальная потребность, без которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Поскольку человек существо биосоциальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

В настоящее время психологи, педагоги и социологи отмечают ухудшение отношения детей к непосредственному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Компьютерная коммуникация создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует раскрепощенность, и некоторую безответственность в общении.

Младший школьный возраст связан с вхождением в процесс обучения как наиболее систематизированную форму общения, с учебной деятельностью как ведущей в данном периоде, происходит переход от наглядно-образного мышления к абстрактному, к умению строить рассуждения, делать выводы. С поступлением ребенка в школу также происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть дня дети проводят, контактируя с окружающими людьми: сверстниками, учителями и другими людьми. Изменяется содержание общения, в него не входят темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. В первых классах учащиеся больше общаются с учителем, проявляя к нему наибольший интерес, чем к сверстникам, так как учитель является для них авторитетом, но уже к III-IV классам все меняется. Учитель становится для детей менее значимой и авторитетной личностью, у них растет интерес к общению со сверстниками, который постепенно увеличивается к среднему и старшему школьному возрасту. С внешними изменениями характера общения происходят и внутренние, которые выражаются в изменении тем и мотивов общения. Если в первых классах школы партнер по общению определялся в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классам проявляются иные мотивы межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных качеств партнера по общению. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Освоение культуры общения в младшем школьном возрасте позволяет успешнее реализоваться в дальнейшем.

Педагогам и психологам необходимо контролировать общение у младших школьников и при необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, общение включает в себя такие составляющие как: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2) знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»); 3) умение организовать общение («Я умею»). Поэтому перед педагогом стоит цель научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Формируя навыки общения младших школьников учитель должен следовать следующим правилам: 1) научить детей правильно распределять роли в совместной деятельности и выполнять свои обязанности; 2) быть лидерами в общественной деятельности; 3) соблюдать установленные правила совместной работы, быть хорошими исполнителями; 4) научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения; 5) создавать эмоционально благоприятные условия в детском коллективе; 6) научить каждого ребенка быть самостоятельным в группе или коллективе, преследовать собственные цели, не ущемляя интересы других; 7) правильно вести дискуссию, высказывать собственное мнение и слушать мнение других, доказывать свою позицию и признавать правильность позиций других; 8) научить решать конфликты в сфере межличностных отношений.

Таким образом, педагогу необходимо использовать различные формы, методы и приемы в работе с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию всех составляющих процесса общения. Стоит отметить, что формирование навыков общения осуществляется внутри целостной системы личности совместно с развитием личностной, интеллектуальной, деятельностной линиями, которые неотделимы друг от друга.

Просмотров работы: 3993