ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тазетдинова А.Р. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у младших школьников нравственных отношений в процессе образования является одной из актуальных проблем на современном этапе.

В последние годы проблема нравственного воспитания достаточно широко исследуется философами, психологами, педагогами (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. Ц. Гармаев, И. В. Крупина, В. А. Сухомлинский и др.).

Анализ литературы по данной проблеме показал, что с научно-теоретических позиций достаточно обстоятельно разработаны проблемы отношений, в том числе нравственных (В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, В. Н. Мясищев, Н. Е. Щуркова и др.).

Нравственность – это система правил поведения личности, прежде всего отвечающая на моральные вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. Каждый человек при совершении какого-либо поступка, действия определяет для себя понятие «нравственных рамок», которых потом старается придерживаться в разных жизненных ситуациях. Ведь способность понимать, чувствовать, творить добро, избегать зла – это самые главные качества личности, которые каждый человек, для себя, должен сформировать самостоятельно.

Категория отношений – одна из фундаментальных в философии и определяется как «отражение способа бытия и познания».

Содержательно отношение включает в себя присвоенные человеком ценности общественного сознания, ценности, которые «дает» окружение (семья, социум, средства массовой информации), сама жизнь. Категория отношений в качестве базисного механизма воспитания рассматривается в концепции Б. Н. Боденко, И. А. Зимней, Н. А. Морозовой и др.

Нравственные отношения – это особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.

Школа выступает важным звеном в системе формирования нравственных отношений, особенно у детей младшего школьного возраста. Ведь именно в этом возрасте, по мнению В. А. Сухомлинского, душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, и тогда мы в полной мере раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

– не забывать, что ты живешь среди людей, и что каждый твой поступок может повлиять не только на тебя, но и на окружающих людей;

– всё в этой жизни достаётся и создаётся особым трудом, необходимо ценить и уважать не только свой труд, но и труд других людей;

– быть добрым и чутким к другим людям;

– избегать зла, бороться против обмана и зависти.

Нравственные отношения младших школьников формируются и проявляются в тесной взаимосвязи, и оказывают существенное влияние на дальнейшее становление личности.

У ребёнка, находящегося на определённой жизненной ступени, в результате общения со сверстниками, с семьёй, с учителем, с другими взрослыми людьми возникает и закладывается некий социальный опыт, который строится на определённых нравственных отношениях. Но данные отношения ещё не достаточно сформулированы и закреплены в сознании ребёнка, и именно поэтому важно помочь ему усвоить, раз и навсегда, что допустимо в обществе и считается нормой, а чего следует избегать. Эти все «новооткрытия» будут являться предпосылкой для чёткого формирования правил нравственности, а значит и нравственных отношений.

В младшем школьном возрасте формирование нравственных отношений связано с повседневными разнообразными школьными обязанностями, что способствует благоприятному усвоению правильных форм поведения, укреплению нравственной воли. В этом возрасте перед ребёнком впервые появляются проблемы правильных моральных ценностей, требований и устоев, соблюдение, которых целенаправленно контролируется учителем и родителями. Младшим школьникам предоставляется большой свод норм и правил, которые они должны соблюдать при общении с учителем, родителями, сверстниками, другими взрослыми людьми.

Анализ литературы по данной проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что формирование нравственных отношений тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: сопереживание, доброта, готовность прийти на помощь, доброжелательность, сочувствие, милосердие, трудолюбие, взаимоуважение и другие. Из собственного общения с товарищами в коллективе ребенок чувствует, как высоко ценятся в отношении с другими такие качества, как отзывчивость, чувство товарищества и справедливости, умение добиваться успехов, не унывать при неудачах, умение уступить и наоборот, вызывают отрицательное отношение такие качества, как лень, жадность, трусость, тщеславие, неумение считаться с другими.

Формирование у младших школьников нравственных отношений является целенаправленным процессом, который предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Данный процесс строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных свойств личности.

Формирование у младших школьников нравственных отношений происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проанализировав различные пути формирования у младших школьников нравственных отношений во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу о том, что особое место в начальной школе занимают тематические классные часы «Дружбой дорожить умейте», «Дорога к доброте», «Что значит быть настоящим человеком», «Честность и правдивость», «Родина – вторая Мать», уроки Мудрости, Любви и Доброты, уроки этической грамматики, этические диалоги, и др. Учащиеся совместно с учителем размышляют о дружбе, справедливости, доброте, об отношении к природе, животным, об отношениях в коллективе со сверстниками, со взрослыми людьми и др., используя при этом разнообразные методы и приёмы. Младшие школьники читают сказки, притчи, рассказы, отвечают на вопросы, включаются в выполнение творческие заданий и др.

Таким образом, процесс образования имеет большое значение для формирования у младших школьников нравственных отношений. Вступая в разнообразные отношения, ребенок не только воспринимает и осознает нравственные нормы, но и, преломляя их через свое сознание, организует свою деятельность, поведение в соответствии со складывающимися нравственным сознанием и убеждениями.

Просмотров работы: 1900