ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ЛЕВОРУКИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ЛЕВОРУКИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Дейнес Ю.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Саранск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной общеобразовательной школе учится достаточно большое количество леворуких детей, обучение которых связано с некоторыми трудностями, т. к. эта категория обучающихся во многом отличается от детей, работающих правой рукой.

Анализ специальной литературы по теме показывает, что леворукие дети обладают следующими особенностями:

  • асимметрия рук, которая обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга (В. А. Безруких) [1];

  • сниженная способность зрительно-двигательных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти, слабость внимания, трудности переключения и концентрации, речевые нарушения и др. (Н. А. Юдин) [2];

  • эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, утомляемость (М. А. Шумкина) [3];

  • трудности школьной адаптации (Э. М. Александровская) [4];

  • аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных;

  • большой словарный запас и эрудиция, достижения в различных областях (О. А. Шелопухо) [5];

  • легкость адаптации в индивидуальной деятельности, требующей интуиции, способность к неоднозначному восприятию, к предвосхищению и имитации (В. П. Леутин, Е. И. Николаева) [6].

Как показывают исследования, леворукие дети требуют пристального внимания педагога и родителей. Чтобы процесс обучения и адаптации к школе не вызывал трудностей, необходимо проводить целенаправленную работу по устранению недостатков познавательной сферы, снятие школьной тревожности, утомляемости. Важно также использовать потенциал леворуких детей при организации индивидуальной работы, выполнении творческих заданий:

В специальной литературе выделяется множество рекомендации методик работы с леворукими детьми.

Так, Е. С. Арбузова в целях социальной адаптации леворуких детей к школе предлагает их активное включение в контакты с окружающими людьми, в ситуации выбора, применение на уроках труда и физкультуры специального комплекса упражнений и приемов, способствующих развитию у левшей мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, включение в программу занятий обязательные задания на преодоление индивидуальных затруднений, испытываемых леворукими детьми при выполнении того или иного действия [7].

Н. Г. Савкина в целях успешной адаптации в детском коллективе предлагает активное включение леворуких в контакты с окружающими, игры, создание ситуаций выбора, разработку варианта «Прописей» для леворуких младших школьников с упрощенным шрифтом, правосторонним расположением демонстрационного материала и др., выполнение леворукими детьми упражнений для развития мелких мышц руки, применение на уроках труда индивидуальных технологических карт с наименованием операций, алгоритмом их выполнения, эскизами действий, задания на преодоление индивидуальных затруднений леворуких детей, использование измененных инструментов и наглядности с опорой на кинестетическую память [8].

Ж. Н. Заводная предлагает технологию по щадящей коррекции левости, в которую входят комплекс методов пальчиковой гимнастики, практических упражнений, способствующих превращению леворукости в оберукость [9].

В целях оптимизации социально-педагогической адаптации Е. В. Ледяева предлагает усовершенствовать школьную среду для развития леворуких учащихся (контролировать организацию рабочего места леворуких детей, т. е. следить за правильной посадкой за партой в школе и дома, расположением их учебных принадлежностей, падением света и т. д.); вовлекать леворуких детей в образовательную среду школы и общество в целом (развивать коммуникативные навыки, лидерские качества и уверенность в себе, вести работу по предупреждению и разрешению конфликтов, профилактике аутсайдерства леворуких детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта для снятия проявлений напряженности и тревожности, стеснения, дискомфорта и чувства неполноценности; развивать способность леворуких детей и интереса к самопознанию, самореализации, развитию личностных, интеллектуальных, творческих ресурсов [10].

Таким образом, технологии работы с леворукими детьми должны основываться на глубоком знании и учете их особенностей. Педагогам следует организовать работу с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни, что будет способствовать успешному обучению и в целом, успешной адаптации к обучению в школе.

Литература

  1. Безруких, В. А. Проблемные дети / В. А. Безруких. – М. : Просвещение, 2000. – 265 с.

  2. Юдин, Н. А. Психокоррекционная работа с леворукими детьми / Н. Юдин // Воспитание школьников. – 2003. – №2. – С. 34–36.

  3. Шумкина, М. А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина //Начальная школа. – 2006. – №2. – С. 11–15.

  4. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для вузов / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М. Академия, 2002. – 208 с.

  5. Шелопухо, О. А. Психологические закономерности овладения графическими навыками письма леворукими детьми дошкольного и младшего школьного возраста : дис. … канд. псих. наук . – СПб, 2006. – 153 с.

  6. Леутин, В. П. Функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. – Спб. : Речь, 2008. – 368 с.

  7. Арбузова, Е. С. Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Арбузова Елена Станиславовна. – Москва, 2009. – 154 с.

  8. Савкина, Н. Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Савкина Наталья Геннадьевна. – Тюмень, 2005. – 266 с.

  9. Заводная, Ж. Н. Научно-педагогические основы подготовки учителей к работе с леворукими детьми : автореф. дис. … канд. пед. наук / Заводная Жанна Нурдиновна. – Армавир, 1999. – 256 с.

  10. Ледяева, Е. В. Оптимизация адаптационного процесса леворуких детей в условиях современной общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ледяева Екатерина Владимировна. – Владимир, 2011. – 243 с.

1 Статья выполнена под научным руководством Л. В. Земляченко, канд. пед. наук, доцентом кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»

 

4

 

Просмотров работы: 1579