ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Суюндукова А.К. 1
1МГТУ имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования у младших школьников лидерских качеств является одной из актуальных проблем в педагогике.

Актуальность данной темы исследования связано с тем, что изучение исследуемой проблемы поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Анализ теоретических источников позволил сделать вывод, о том, что в психолого-педагогической литературе сформированы основные положения и подходы к изучению различных аспектов феномена лидерства.

Теории и практике выявления лидеров посвящены работы А. В. Петровского, Л. И. Уманского и др. Стили лидерства раскрыты в работах И. П. Волкова В. Ф. Рубахина и др. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях И. П. Волкова, Б. Д. Парыгина и др. Анализ лидерских качеств личности рассмотрен в трудах Д. Лори, Дж. Пикена, А. Г. Шмелева и др.

В психологии понятие лидер рассматривается как член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В педагогике понятие лидер рассматривается, как член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидер бывает формальным (официально назначенным, узаконенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

По мнению Р. Л. Кричевского лидер – это член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий.

Л. И. Уманский считает, что лидер – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, психологии, педагогике и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены различные теоретические и эмпирические исследования.

Лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Изучение лидерских качеств продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные и деловые.

Новым этапом стала концепция лидерского поведения. От вопроса кто является лидером, перешли к вопросу что и как лидеры делают. Самая известная нам теория, которую до сих пор используют на практике – это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский, либерально-попустительский).

Проблему лидерства рассматривали многие ученые, так, например, А.С. Макаренко решение данной проблемы проводил через коллектив, его цели и виды деятельности. Благодаря такому целостному подходу А. С. Макаренко открыл ряд важных теоретических положений относительно лидерства в первичном коллективе. В этой связи наиболее ценным представляется положение о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанные А. С. Макаренко. Он находит те условия, при которых деловые отношения становятся наиболее эффективными. Важнейшее из этих условий – реальная возможность для каждого члена группы принять на себя ответственность.

Б.Д. Парыгин же трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что существует два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства: объективный (интересы, цели, потребности, задачи группы в конкретной ситуации); субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповой деятельности».

В настоящее время всё чаще внимание учёных (Т. Е. Вежевич, В. Ф. Рубахин, Л. И. Уманский и др.) привлекает проблема формирования лидерских качеств у младших школьников.

Младший школьный возраст является периодом оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» – все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе.

Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, больше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше, чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужным и защищенным.

В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.

Из собственного общения с товарищами в коллективе ребенок чувствует, как высоко ценятся в отношении с другими такие качества, как отзывчивость, чувство товарищества и справедливости, умение добиваться успехов, не унывать при неудачах, умение уступить и наоборот, вызывают отрицательное отношение такие качества, как лень, жадность, трусость, тщеславие, неумение считаться с другими. В таком случае уже процесс общения служит основой становления взаимоотношений в спортивном коллективе, и каждый ребенок закрепляется в том положении, какое он заслужил в коллективе.

В младшем школьном возрасте нравственное развитие связано с повседневным выполнением ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам предъявляется достаточно широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими взрослыми, сверстниками.

Отмеченные возрастные особенности младших школьников позволяют рассматривать этот возрастной период как важную ступень в личностном развитии и становлении личности ребенка, считать его сензитивным для формирования лидерских качеств.

Лидерские качества младших школьниковопределяются как совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского коллектива выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. К лидерским качествам младших школьников можно отнести знание дела, энергичность, умение убеждать, самостоятельность, умение предотвращать конфликты, ответственность активность, инициативность, общительность, сообразительность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность и др.

Выше перечисленные лидерские качества младших школьников формируются в процессе включения учащихся в различные виды деятельности, и в их формировании большая роль принадлежит учителю. Учитель постепенно приучает учащихся к выполнению различных поручений. Более активные дети иногда захватывают инициативу в общественной жизни, но мотивом их деятельности является желание показать себя, выделиться, поэтому учителю надо включать в общественную жизнь класса самых разных детей, чтобы дети могли быть и исполнителями, и организаторами.

С целью формирования у младших школьников лидерских качеств в системе коллективно-творческого воспитания выработан оптимальный для временного коллектива вариант деления на микрогруппы.

Микрогруппа – это основное место общения и деятельности ребенка, в котором всего 5-7 детей, то есть оптимальное количество для эффективного взаимодействия. Микрогруппы могут быть постоянными, тогда основой их деятельности в смене может стать: чередование творческих поручений, подготовка дел по интересам; или временными: творческая группа, инициативная группа, совет дела.

Анализ литературы показывает, что формироваться микрогруппы могут различными способами, в зависимости от своего назначения:

– группы по интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и др.), они определяются с помощью анкетирования, по желанию детей, под конкретные дела при планировании;

– группы, комфортные для общения – по желанию детей, с помощью социометрического исследования;

– «деятельностные» группы – при их создании учитывается оптимальность сочетания в каждой группе ребят с разными организаторскими и творческими способностями и возможностями – с помощью социометрического исследования, в ходе деловой игры;

– иногда используется прием формирования группы «под лидера» (при этом каждый лидер набирает группу сам), работают данные группы как творческие группы, участие младших школьников в других делах класса определяется аналогично группам по интересам.

Таким образом, формирование у младших школьников лидерских качеств актуальная педагогическая проблема, решение которой происходит через включение учащихся в различные виды деятельности (учебную, трудовую, спортивную, игровую и др.), в процессе которых младшие школьники учатся работать в коллективе, высказывать свое мнение, слушать и слышать других, у них формируется ответственность активность, инициативность, общительность, организованность и др.

Просмотров работы: 5337