СИСТЕМА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Долгое время государственное управление культурой регулировалось системой, где культура и искусство относились к идеологическим инструментам, призванным пропагандировать и проводить в жизнь коммунистические идеалы, что и определяло главные принципы этой системы: жесткая централизация в вопросах создания, финансового и материального обеспечения, оценки деятельности организаций культуры, многоступенчатая цензура, ограничение хозяйственной самостоятельности организаций и др.

Во главе системы государственного управления находилось Министерство культуры СССР. Следующий уровень составляли министерства культуры союзных республик, находившиеся в двойном подчинении. Так, Министерство культуры РСФСР подчинялось одновременно Совету Министров РСФСР и Министерству культуры СССР. Принцип двойного подчинения распространялся и на последующие уровни управления: министерства культуры автономных республик и управления культуры краев и областей в РСФСР подчинялись своим советам министров или исполкомам и одновременно Министерству культуры РСФСР. И так далее – вплоть до районных отделов культуры. Эффективность управления культурой виделась в способности учреждений быстро реагировать на предписания, спускаемые «сверху».

С начала 90-х гг. роль и функции государственных органов управления культурой постепенно менялись. Решение об открытии новых организаций культуры принималось на месте без всякого согласования в каких-либо центральных органах власти; были сняты ограничения по финансированию организаций из различных источников; появилась свобода в вопросах ценообразования; ликвидирована цензура; организации культуры и искусства получили полную свободу в творчестве. Можно утверждать, что в последнее десятилетие XX в. культура в России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. [8, с.354]

На смену административно-командной пришла система управленческих отношений, ориентированных на создание условий для развития личности и регулирования процессов, происходящих в культуре.

Характеризуя организационно-экономические условия развития культурной жизни в России, можно констатировать, что, начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и нормативными актами три основных компонента:

1. Юридическая самостоятельность учреждений культуры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан — любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация устава в местных органах исполнительной власти. Содержание, направления и формы работы определяются принятым уставом.

2. Хозяйственная самостоятельность учреждений культуры, вытекающая из правовой. Учреждения культуры могут принимать любую модель хозяйствования, включая финансирование, материальное обеспечение и организацию заработной платы и экономического стимулирования (штатные ставки, бригадный и индивидуальный подряд и т. д.).

3. Развитие программного бюджетного финансирования, переход в государственном бюджетном финансировании от финансирования сети учреждений к финансированию деятельности учреждений вне зависимости от их формы собственности (система социального заказа).

Сегодня управление культурой осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. В управлении отраслью выделяют три уровня: федеральный, региональный (республика, край, область) и муниципальный (городское, сельское поселение). На каждом из этих трех уровней государственное управление осуществляется органами трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной (схема 1).

Основным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. [1]

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Схема 1. Система органов государственной власти в Российской Федерации (фрагмент)

Высший законодательный орган принимает влияющие на культуру федеральные законы. Президент Российской Федерации издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти – постановления. Среди этих нормативно-правовых актов есть специализированные, предназначенные для регулирования отношений в сфере культуры или ее отдельных подотраслях, а также важнейшие акты общего характера, регулирующие среди прочих и сферу культуры.

В соответствии со статьей 101 (ч.3) Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов палаты комитеты и комиссии по различным вопросам, в том числе по регулированию деятельности в сфере культуры. [1]

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Укрупнение министерств, осуществленное в процессе правительственной реформы в 2004 оду, фактически повысило их статус. Функции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, определяются указом Президента РФ.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство – постановлением Правительства РФ.

Указ Президента № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» определил новые функции федеральным органам исполнительной власти. [2]

Федеральное министерство как орган исполнительной власти осуществляет функции:

- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

- правовое регулирование в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание федеральных конституционных законов обязательных для исполнения органами государственной власти);

- координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральное министерство осуществляет следующее функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников; вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении; дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство проекты федеральных законов о бюджете и об исполнении государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов.

Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации (федеральный министр).

В системе государственного управления достаточно сложно найти среди федеральных министерств и ведомств те, которые не имеют отношения к вопросам управления культурой:

Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли составляют основу так называемого экономического блока в системе федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство здравоохранения и социального развития принимает нормативные правовые акты в области труда и заработной платы, оказывающие существенное влияние и на сферу культуры; Министерство образования и науки обеспечивает подготовку кадров для всех отраслей, включая культуру и искусство.

Как уже было отмечено, в структуре федеральных органов исполнительной власти появились дополнительные звенья: федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы. Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти установленных общеобязательных правил поведения; выдача лицензий на осуществление определенного вида деятельности юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральные службы и агентства находятся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации и местного самоуправления в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. 21.07.2014 г.).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:[3]

  • обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

  • установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

  • распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

  • формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

  • координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

  • регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

  • определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

  • создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

  • официальный статистический учет в области культуры;

  • контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

  • охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся: [3]

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

  • создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

На региональном уровне субъектами управления сферой культуры являются структурные подразделения администрации республик, краев, областей (департаменты, управления, отделы, комитеты, министерства), находящиеся в двойном подчинении – администрации области, края, и Федеральному Министерству (Министерство культуры РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся: [3]

  • организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Из этой записи не вытекают напрямую обязанности муниципальных образований по содержанию муниципальных учреждений культуры путем их финансирования по смете, поскольку условия для организации досуга жителей могут создаваться и путем предоставления муниципального заказа. Причем муниципальный заказ может даваться не только муниципальным, но и государственным учреждениям (например, театрам, концертным организациям, музеям – на осуществление выездной деятельности), а также частным организациям культуры.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Управление муниципальной сетью учреждений культуры является компетенцией районных отделов и управлений культуры. Органы управления сферой культуры на муниципальном уровне создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов местного самоуправления. Положения об этих органах, где определены компетенция и полномочия, а также структура подведомственной сети, утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального образования.

Отдел, управление культуры – наиболее распространенная форма органа управления, существует в структуре муниципального образования и выполняет функции исполнительного органа власти в отрасли. Для реализации функций органы управления культурой на муниципальном уровне, как правило, наделены правом юридического лица и являются главными распорядителями кредитов в утвержденном объеме для подведомственной сети.

Введение с 1 января 2006 года Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» повлекло существенную реструктуризацию органов управления культурой, введение новых структур в системе местного самоуправления. [4]

В системе управления культурой ответственная роль принадлежит Министерству культуры РФ (Минкультуры) и подведомственных ему Федеральному архивному агентству (Росархив) и Федеральному агентству по туризму (Ростуризм). Именно они определяют способы и функции управления культурным развитием страны.

Росархив осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области архивного дела, ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации и Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, обеспечивает соблюдения правил комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Ростуризм реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках; проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий; создает представительства за пределами России в сфере туризма; организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки.

В соответствии с Положением [5], Минкультуры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Минкультуры является преемником Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с 12 мая 2008 г.

Министерство осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами, а также Положением. [5]

Минкультуры осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему структурных подразделений; самостоятельно принимает нормативные правовые акты (порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию и др.).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере культуры. Минкультуры ведет Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием), единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Минкультуры осуществляет также ряд функций по государственному контролю и надзору: за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия; за состоянием объектов культурного наследия федерального значения; за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за состоянием Музейного фонда, а также нормативно-правовое регулирование отрасли.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, министерство имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; давать разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; учреждать знаки отличия, ведомственные награды и награждать ими работников, а также других лиц, осуществляющих деятельность сфере культуры; создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные; учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции министерства и подведомственных ему федеральных агентств; устанавливать по согласованию с Министерством образования и науки РФ контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования, подведомственные министерству.

Министерство культуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере культуры. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством.

Министр решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных агентств, а также отчеты об их деятельности.

Финансирование расходов на содержание Министерства культуры осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Минкультуры имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства культуры являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства: Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества; Департамент кинематографии и модернизационных программ; Департамент культурного наследия; Департамент науки и образования; Департамент международного сотрудничества; Департамент экономики и финансов; Департамент управления имуществом и инвестиционной политики; Департамент туризма и региональной политики; Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия; Нормативно-правовой департамент; Департамент контроля и кадров; Административный департамент. [10]

Профессиональная служебная деятельность сотрудников департаментов осуществляется в соответствии c положением, положениями об отделах, а также должностными регламентами.

В состав департаментов включаются соответствующие отделы. К примеру, в структуру Департамента туризма и региональной политики входят:

  • отдел региональной политики и координации

  • отдел туризма

  • отдел планирования и координации специальных проектов.

Данный департамент организует разработку предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и региональной политики в области развития культуры, определяет формы, методы и механизмы ее реализации. Департамент осуществляет подготовку предложений по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики, концепций и целевых программ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Приоритетным направлением деятельности Министерства является обеспечение взаимодействия по реализации государственной политики в сфере культуры с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Министерства культуры РФ и органов культуры субъектов РФ определены Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 г. № 199-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». При этом Минкультуры исходит из того, что в работе с регионами вредно как администрирование, командование, иждивенчество, так и устраненность от дел развития культуры в регионах.

В основном, работа по взаимодействию с регионами ведется через Координационный совет по культуре. Его задачами являются: координация деятельности органов исполнительной власти в сфере культуры по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации; обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, затрагивающих интересы социально-культурной сферы; координация работ по подготовке и реализации федеральных, межрегиональных целевых программ и проектов в сфере культуры; разработка принципов и механизмов участия субъектов Российской Федерации в реализации федеральных целевых программ и Министерства культуры в реализации межрегиональных программ и проектов в сфере культуры; выработка эффективных механизмов обеспечения информационного обмена в сфере культуры на федеральном и межрегиональном уровнях и другие. В состав Совета по должности входят Министр культуры, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, охраны культурного наследия и кинематографии, заместители Министра культуры. [6]

С целью координации и контроля деятельности органов государственного управления в сфере культуры на территориях федеральных округов созданы Территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации, которые находятся в подчинении у Минкультуры России и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 14 ноября 2011 г. № 1059, на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации: [8, 10]

Управление Минкультуры России по Центральному федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Уральскому федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу;

Южное управление Минкультуры России;

Кубанское управление Минкультуры России;

Нижне-Волжское управление Минкультуры России;

Сибирское управление Минкультуры России;

Средне-Сибирское управление Минкультуры России;

Восточно-Сибирское управление Минкультуры России;

Дальневосточное управление Минкультуры России;

Приморское управление Минкультуры России;

Балтийское управление Минкультуры России.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия на соответствующей территории деятельности государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей указанных охранных обязательств; за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследи.

В целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан и органов государственной власти, а также решения наиболее важных вопросов деятельности организаций культуры при Министерстве культуры создан Общественный совет Российской Федерации.

Основными задачами совета, согласно Положению «Об Общественном Совете по культуре при Министерстве Культуры Российской Федерации» являются: привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере культуры; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности в сфере культуры, искусства; участие в информировании граждан о деятельности организаций культуры, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности в сфере культуры; мониторинг мнения граждан о деятельности организаций культуры; проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере культуры.[7]

Таким образом, в сложившейся системе федеральных органов исполнительной власти Министерство культуры является стратегическим органом управления, доминанта деятельности которого связана с определением государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. А подведомственные ему агентства реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в своей сфере, имея в своем ведении федеральные государственные предприятия и учреждения.

В тех условиях, в которых оказалась социокультурная сфера жизни российского общества для государственного органа управления главной задачей, должно стать сохранение накопленного культурного наследия, кадрового потенциала работников социально-культурной сферы. Реализация уже созданных правовых норм на управленческом уровне означала бы последовательную культурную политику государства с обязательным учетом деятельности всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, и созданием механизмов осуществления этой политики на межведомственной основе.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Указ Президента № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» // «РГ» от 11 марта 2004 г.– вып. №3425

  3. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 05.05.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - ст. 2307

  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл.изм. от 28.12.2013) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  5. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  6. Положение о Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 14 // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/. – Дата обращения 23.07.2014.

  7. Положение об Общественном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/. – Дата обращения 23.07.2014.

  8. Приказ Министерства культуры РФ от 14 ноября 2011 г. № 1059 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/. – Дата обращения 23.07.2014.

  9. Экономика культуры: Учебник – М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2009. – 608 с.

  10. Официальный сайт Министерства культуры РФ: http://www.mkrf.ru

Комитет – коллегиальный орган, руководящий какой-либо областью государственной или общественной деятельности;

комиссия – группа лиц, наделенных полномочиями для выполнения какого-либо задания, а также специализированный орган в государственном аппарате или в международных организациях.

Просмотров работы: 7076