НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

7 мая 2012 года начались практические действия нового Президента РФ В.В. Путина по решению накопившихся за последние десятилетия системных проблем в развитии России, достаточно объективно изложенных в его предвыборных статьях. В первый же день после инаугурации Президент подписал 13 указов, в которых даны поручения Правительству РФ с конкретными сроками по организации, подготовке и утверждению необходимых мер по выполнению задач развития страны до 2018 года.

Не оставил без внимания он и социальную сферу. Так был издан указ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В нем В.В.Путин даёт чёткие указания правительству РФ. К главным из пунктов данного указа относятся:

1) Увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза.

2) Доведение средней зарплаты педагогических работников, работников учреждений культуры до средней в регионе.

3) Повышение заработной платы врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников до 200 % от средней в регионе.

4) Увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников. [1]

Действующая сегодня система социального обеспечения не справляется с задачей поддержания достойного уровня и качества жизни населения. Необходима ликвидация деформации в доходах населения, формирование механизма распределения доходов, обеспечивающего справедливую оплату по результатам трудовой деятельности, что особенно актуально для работников социально-культурной сферы.

Сказанное выше подтверждают статистические данные. Так, к началу реализации мер государственной социальной политики, предусмотренных указом Президента РФ, в 2011 и 2012 годах среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников социально-культурной сферы оставалась в нижней части перечня среднемесячных заработных плат в разрезе видов экономической деятельности (таблица 1). Меньше, чем работники социально-культурной сферы в 2012 году получали только работники сельского хозяйства и служащие гостиниц и ресторанов.

Таблица 1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности (рублей). [5]

Вид экономической деятельности

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

2011

2012

Всего в экономике

23369,2

26628,9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

12464,0

14129,4

Рыболовство, рыбоводство

25939,9

29201,4

Добыча полезных ископаемых

45132,0

50400,6

Обрабатывающие производства

21780,8

24511,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

26965,5

29437,1

Строительство

23682,0

25950,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

19613,2

21633,8

Гостиницы и рестораны

14692,5

16631,1

Транспорт и связь

28608,5

31444,1

Финансовая деятельность

55788,9

58999,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

28239,3

30925,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

27755,5

35701,4

Образование

15809,1

18995,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

17544,5

20640,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

18200,3

20984,5

Начавшаяся полным ходом реализация мероприятий государственной социальной политики, означенных в Указе Президента привела к достаточно неоднозначным результатам.

Во-первых, несколько трансформировалась структура расходов бюджета. Так, анализ структуры расходов федерального бюджета за 2014 год показывает, что, как и прежде, более 30% составляют расходы на национальную оборону. На национальную экономику направлено 9,2%, общегосударственные расходы составляют 7%. На социальную политику выделено 21,1% федерального бюджета, что видно на рис.1.[2]

Рис. 1. - Структура расходов федерального бюджета за 2014 год, %.

В целом в 2012-2014 годах бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, главными из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. А в области социальной политики приоритетными считаются задачи поддержания достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения; обеспечение социальной безопасности отдельных социальных групп, регионов и страны в целом; поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в отношении жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций.

Во-вторых, необходимость исполнять Указ Президента хотя бы на бумаге подтолкнула рост номинальной заработной платы практически всех категорий работников социальной сферы (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области, руб.

Целевые категории

Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки

Орловская область

В целом по РФ

1 кв-л 2014г.

1 кв-л 2013г.

Абс. отклонение

1 кв-л 2014г.

1 кв-л 2013г.

Абс. отклонение

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

15500

13980

+1520

23855

20311

+3544

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

20301

17590

+2711

29799

25672

+4127

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей

16749

14932

+1817

23030

18057

+4973

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

19741

17229

+2512

24889

21067

+3822

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

27212

23158

+4054

38198

30656

+7542

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское образование

28684

25040

+3644

42430

34504

+7926

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

16771

13980

+2791

24704

20291

+4413

Младший медицинский персонал

9519

7638

+1881

14871

11806

+3065

Социальные работники

11370

7656

+3714

16465

12290

+4175

Работники учреждений культуры

10977

9989

+988

20595

15856

+4739

Научные сотрудники

15455

14045

+1410

33561

31258

+2303

Статистические данные динамики средней заработной платы по РФ и Орловской области показывают рост этого показателя по абсолютно всем категориям работников социальной сферы в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года.

В-третьих, рост заработной платы работников социальной сферы был чётко увязан с прописанными в Указе Президента целевыми показателями (таблица 3).

Таблица 3 - Уровень средней заработной платы работников по категориям в организациях по отношению к средней заработной плате в Орловской области за январь-март 2014 года

Категории работников

Средняя заработная плата работников соответствующей категории, руб.

Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате по области, %

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

20301,2

106,3

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

19741,2

103,4

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

27211,8

142,5

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское или иное высшее образование

28683,9

150,2

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

16770,8

87,8

Младший медицинский персонал

9519,2

49,8

Социальные работники

11370,0

59,5

Работники учреждений культуры

10976,8

57,5

Научные сотрудники

15454,8

80,9

   

Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате в сфере общего образования в области

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

15499,6

91,1

   

Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате учителей в области

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей

16749,2

80,9

Эти показатели привязывали уровень заработной платы работников социальной сферы, либо к средней по региону (для большинства категорий), либо к средней по отрасли (как, например, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений).

Вышеозначенные статистические данные свидетельствуют о том, что в Орловской области достаточно четко реализовывается указ Президента и целевые показатели, предусмотренные в нём, полностью выполняются.

При этом наиболее очевидными путями доведения средней заработной платы работников социально-культурной сферы до средней заработной платы по Орловской области становятся:

1) реорганизация неэффективных учреждений в целях исключения дублирующих структур;

2) оптимизацию численности персонала учреждений путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;

3) вывод непрофильных функций учреждения, в том числе младший обслуживающий персонал на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;

4) сокращение избыточного административно-управленческого и вспомогательного персонала, доведение предельной доли оплаты их труда в фонде оплаты труда учреждения не более чем 40%.

В-четвёртых, на фоне всех мер, принимаемых государством по повышению заработной платы работникам социальной сферы, происходит их численное сокращение. Что наглядно проиллюстрировано в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика численности отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области. [5]

Целевые категории

Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки

Орловская область

В целом по РФ

1 кв-л 2014г.

1 кв-л 2013г.

Абс. отклонение

1 кв-л 2014 г.

1 кв-л 2013г.

Абс. отклонение

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

3341

3262

+79

581891

588955

-7064

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

7924

8037

-113

1199880

1192179

+7701

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей

1726

1659

+67

253448

251816

+1632

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

1311

1351

-40

160926

170722

-9796

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

1901

2066

-165

255844

263821

-7977

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское образование

2737

2883

-146

566167

580914

-14747

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

8320

8597

-277

1407541

1449889

-42348

Младший медицинский персонал

3807

3911

-104

668722

697522

-28800

Социальные работники

1556

1722

-166

169950

183292

-13342

Работники учреждений культуры

3762

4320

-558

604665

672580

-67915

Научные сотрудники

138

204

-66

80257

95386

-15129

Статистические данные динамики численности отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области показывают сокращение численности работников практически по всем категориям работников социальной сферы в 1 квартале 2014 года в сравнении с 1 кварталом 2013 года.

Так можно отметить, что, например, количество работников сферы культуры в Орловской области сократилось за этот период на 558 человек, педагогических работников образовательных учреждений общего образования уменьшилось на 113, а преподавателей высшего профессионального образования – 165 человек. Такая же тенденция наблюдается и по всем категориям работников здравоохранения.

В завершении хотелось бы отметить, что реализация на практике Указа Президента от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который был направлен на улучшение материального обеспечения работников социально-культурной сферы, приводит пока к весьма неоднозначным результатам. А повышение заработной платы за счет сокращения числа работников социально-культурной сферы становится, похоже, общероссийской тенденцией. Подобная практика весьма спорна и требует дальнейшего изучения, анализа и, вероятно, переосмысления.

Список литературы

  1. Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html

  2. Официальный сайт министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbrash.php

  3. Президент России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332

  4. Орловский городской совет народных депутатов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orelgorsovet.ru/p9.html

  5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/standards_of_life/

  6. Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.

  7. Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.

Просмотров работы: 1119