7 мая 2012 года начались практические действия нового Президента РФ В.В. Путина по решению накопившихся за последние десятилетия системных проблем в развитии России, достаточно объективно изложенных в его предвыборных статьях. В первый же день после инаугурации Президент подписал 13 указов, в которых даны поручения Правительству РФ с конкретными сроками по организации, подготовке и утверждению необходимых мер по выполнению задач развития страны до 2018 года.
Не оставил без внимания он и социальную сферу. Так был издан указ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В нем В.В.Путин даёт чёткие указания правительству РФ. К главным из пунктов данного указа относятся:
1) Увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза.
2) Доведение средней зарплаты педагогических работников, работников учреждений культуры до средней в регионе.
3) Повышение заработной платы врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников до 200 % от средней в регионе.
4) Увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников. [1]
Действующая сегодня система социального обеспечения не справляется с задачей поддержания достойного уровня и качества жизни населения. Необходима ликвидация деформации в доходах населения, формирование механизма распределения доходов, обеспечивающего справедливую оплату по результатам трудовой деятельности, что особенно актуально для работников социально-культурной сферы.
Сказанное выше подтверждают статистические данные. Так, к началу реализации мер государственной социальной политики, предусмотренных указом Президента РФ, в 2011 и 2012 годах среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников социально-культурной сферы оставалась в нижней части перечня среднемесячных заработных плат в разрезе видов экономической деятельности (таблица 1). Меньше, чем работники социально-культурной сферы в 2012 году получали только работники сельского хозяйства и служащие гостиниц и ресторанов.
Таблица 1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности (рублей). [5]
Вид экономической деятельности |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
|
2011 |
2012 |
|
Всего в экономике |
23369,2 |
26628,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
12464,0 |
14129,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
25939,9 |
29201,4 |
Добыча полезных ископаемых |
45132,0 |
50400,6 |
Обрабатывающие производства |
21780,8 |
24511,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
26965,5 |
29437,1 |
Строительство |
23682,0 |
25950,6 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
19613,2 |
21633,8 |
Гостиницы и рестораны |
14692,5 |
16631,1 |
Транспорт и связь |
28608,5 |
31444,1 |
Финансовая деятельность |
55788,9 |
58999,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
28239,3 |
30925,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
27755,5 |
35701,4 |
Образование |
15809,1 |
18995,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
17544,5 |
20640,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
18200,3 |
20984,5 |
Начавшаяся полным ходом реализация мероприятий государственной социальной политики, означенных в Указе Президента привела к достаточно неоднозначным результатам.
Во-первых, несколько трансформировалась структура расходов бюджета. Так, анализ структуры расходов федерального бюджета за 2014 год показывает, что, как и прежде, более 30% составляют расходы на национальную оборону. На национальную экономику направлено 9,2%, общегосударственные расходы составляют 7%. На социальную политику выделено 21,1% федерального бюджета, что видно на рис.1.[2]
Рис. 1. - Структура расходов федерального бюджета за 2014 год, %.
В целом в 2012-2014 годах бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, главными из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. А в области социальной политики приоритетными считаются задачи поддержания достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения; обеспечение социальной безопасности отдельных социальных групп, регионов и страны в целом; поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в отношении жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций.
Во-вторых, необходимость исполнять Указ Президента хотя бы на бумаге подтолкнула рост номинальной заработной платы практически всех категорий работников социальной сферы (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области, руб.
Целевые категории |
Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки |
|||||
Орловская область |
В целом по РФ |
|||||
1 кв-л 2014г. |
1 кв-л 2013г. |
Абс. отклонение |
1 кв-л 2014г. |
1 кв-л 2013г. |
Абс. отклонение |
|
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
15500 |
13980 |
+1520 |
23855 |
20311 |
+3544 |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
20301 |
17590 |
+2711 |
29799 |
25672 |
+4127 |
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей |
16749 |
14932 |
+1817 |
23030 |
18057 |
+4973 |
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования |
19741 |
17229 |
+2512 |
24889 |
21067 |
+3822 |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
27212 |
23158 |
+4054 |
38198 |
30656 |
+7542 |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское образование |
28684 |
25040 |
+3644 |
42430 |
34504 |
+7926 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал |
16771 |
13980 |
+2791 |
24704 |
20291 |
+4413 |
Младший медицинский персонал |
9519 |
7638 |
+1881 |
14871 |
11806 |
+3065 |
Социальные работники |
11370 |
7656 |
+3714 |
16465 |
12290 |
+4175 |
Работники учреждений культуры |
10977 |
9989 |
+988 |
20595 |
15856 |
+4739 |
Научные сотрудники |
15455 |
14045 |
+1410 |
33561 |
31258 |
+2303 |
Статистические данные динамики средней заработной платы по РФ и Орловской области показывают рост этого показателя по абсолютно всем категориям работников социальной сферы в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года.
В-третьих, рост заработной платы работников социальной сферы был чётко увязан с прописанными в Указе Президента целевыми показателями (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень средней заработной платы работников по категориям в организациях по отношению к средней заработной плате в Орловской области за январь-март 2014 года
Категории работников |
Средняя заработная плата работников соответствующей категории, руб. |
Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате по области, % |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
20301,2 |
106,3 |
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования |
19741,2 |
103,4 |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
27211,8 |
142,5 |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское или иное высшее образование |
28683,9 |
150,2 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал |
16770,8 |
87,8 |
Младший медицинский персонал |
9519,2 |
49,8 |
Социальные работники |
11370,0 |
59,5 |
Работники учреждений культуры |
10976,8 |
57,5 |
Научные сотрудники |
15454,8 |
80,9 |
Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате в сфере общего образования в области |
||
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
15499,6 |
91,1 |
Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате учителей в области |
||
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей |
16749,2 |
80,9 |
Эти показатели привязывали уровень заработной платы работников социальной сферы, либо к средней по региону (для большинства категорий), либо к средней по отрасли (как, например, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений).
Вышеозначенные статистические данные свидетельствуют о том, что в Орловской области достаточно четко реализовывается указ Президента и целевые показатели, предусмотренные в нём, полностью выполняются.
При этом наиболее очевидными путями доведения средней заработной платы работников социально-культурной сферы до средней заработной платы по Орловской области становятся:
1) реорганизация неэффективных учреждений в целях исключения дублирующих структур;
2) оптимизацию численности персонала учреждений путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
3) вывод непрофильных функций учреждения, в том числе младший обслуживающий персонал на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;
4) сокращение избыточного административно-управленческого и вспомогательного персонала, доведение предельной доли оплаты их труда в фонде оплаты труда учреждения не более чем 40%.
В-четвёртых, на фоне всех мер, принимаемых государством по повышению заработной платы работникам социальной сферы, происходит их численное сокращение. Что наглядно проиллюстрировано в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика численности отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области. [5]
Целевые категории |
Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки |
|||||
Орловская область |
В целом по РФ |
|||||
1 кв-л 2014г. |
1 кв-л 2013г. |
Абс. отклонение |
1 кв-л 2014 г. |
1 кв-л 2013г. |
Абс. отклонение |
|
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
3341 |
3262 |
+79 |
581891 |
588955 |
-7064 |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
7924 |
8037 |
-113 |
1199880 |
1192179 |
+7701 |
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей |
1726 |
1659 |
+67 |
253448 |
251816 |
+1632 |
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования |
1311 |
1351 |
-40 |
160926 |
170722 |
-9796 |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
1901 |
2066 |
-165 |
255844 |
263821 |
-7977 |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское образование |
2737 |
2883 |
-146 |
566167 |
580914 |
-14747 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал |
8320 |
8597 |
-277 |
1407541 |
1449889 |
-42348 |
Младший медицинский персонал |
3807 |
3911 |
-104 |
668722 |
697522 |
-28800 |
Социальные работники |
1556 |
1722 |
-166 |
169950 |
183292 |
-13342 |
Работники учреждений культуры |
3762 |
4320 |
-558 |
604665 |
672580 |
-67915 |
Научные сотрудники |
138 |
204 |
-66 |
80257 |
95386 |
-15129 |
Статистические данные динамики численности отдельных категорий работников социальной сферы и науки по РФ и Орловской области показывают сокращение численности работников практически по всем категориям работников социальной сферы в 1 квартале 2014 года в сравнении с 1 кварталом 2013 года.
Так можно отметить, что, например, количество работников сферы культуры в Орловской области сократилось за этот период на 558 человек, педагогических работников образовательных учреждений общего образования уменьшилось на 113, а преподавателей высшего профессионального образования – 165 человек. Такая же тенденция наблюдается и по всем категориям работников здравоохранения.
В завершении хотелось бы отметить, что реализация на практике Указа Президента от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который был направлен на улучшение материального обеспечения работников социально-культурной сферы, приводит пока к весьма неоднозначным результатам. А повышение заработной платы за счет сокращения числа работников социально-культурной сферы становится, похоже, общероссийской тенденцией. Подобная практика весьма спорна и требует дальнейшего изучения, анализа и, вероятно, переосмысления.
Список литературы
Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html
Официальный сайт министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbrash.php
Президент России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332
Орловский городской совет народных депутатов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orelgorsovet.ru/p9.html
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/standards_of_life/
Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.
Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.