ФАНДРЕЙЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАНДРЕЙЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прошедшая некоторое время назад реформа бюджетной сети, разделившая все учреждения на три типа: казённые, бюджетные и автономные, не обошла стороной и сферу культуры. Наибольшую самостоятельность в своей финансово-хозяйственной деятельности по итогам данной реформы получили именно автономные учреждения культуры. В современных условиях перед ними особенно остро встали задачи поиска различных источников финансирования и диверсификации деятельности. В связи с этими обстоятельствами одним из перспективных механизмов финансирования сферы культуры на современном этапе в целом и для автономных учреждений культуры в честности, может стать фандрейзинг.

Фандрейзинг (от английского fundraising; fund raising или FR в США) - привлечение и аккумулирование средств из различных источников на реализацию проектов и программ - довольно молодое направление некоммерческого маркетинга, выделившееся из него в 1960-х гг. в США. В России этот термин стал употребляться с середины 1990-х гг.[1, с.5]

В современной практике можно выделить ряд видов фандрейзинга. Во-первых, каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фандрейзинга: проектныйи оперативный.

Проектный фандрейзинг имеет целью привлечение необходимых средств под реализацию проектов и программ. Он является наиболее удобной формой привлечения и аккумулирования средств, как для организаторов проекта, так и для финансирующей стороны. Оперативный фандрейзинг связан с привлечением средств на покрытие текущих расходов организаций и учреждений, занимающихся деятельностью, которую невозможно осуществить в коммерческом режиме. Оперативный фандрейзинг является менее эффективной формой привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в текущем бюджете организации.

Во-вторых, следует различать фандрейзинг по способу осуществления на внешнийи внутренний. Первый предполагает, что для поиска потенциальных доноров привлекаются специальные агентства и консультанты, не входящие в штат некоммерческой организации. В случае же внутреннегофандрейзинга поиск потенциальных доноров (равно как и поиск самих проектов) под конкретные проекты ложится на плечи сотрудников некоммерческой организации. [2, с.34]

Грамотный фандрейзинг предполагает обязательное знание мотивов благотворительности, которые могут быть достаточно разнообразными.

Всевозможные мотивы доноров условно разделены на две группы: связанные с сугубо филантропическими побуждениями и связанные с деловыми соображениями. Это разделение, конечно, условно, но не лишено оснований. Действительно, мотивы первой группы обусловлены нравственными критериями - чувством долга и ответственностью перед обществом, желанием изменить жизнь в стране к лучшему, состраданием и т.п.

Мотивы второй группы связаны с пусть отложенной, но экономической выгодой. Рассмотрим основные из них более подробно.

1) Конкурентная борьба на насыщенном рынке, ставит компании в ситуацию, когда потребителя интересует не только соотношение цены и качества, но и «общественное лицо» компании-изготовителя.

2) Положительный имидж и репутация являются весьма существенным нематериальным активом, способным увеличить стоимость фирмы. Так, чем выше рейтинг репутации, тем выше рыночная стоимость акций компании.

3) Ответственность перед обществом. Государственная система не в силах в необходимом объеме осуществлять меры по социальной защите населения и эффективно решать социальные проблемы.

4) Развитие социального партнерства. Смысл этого понятия состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя секторами общества, тремя силами - государственными структурами, некоммерческими организациями и коммерческими предприятиями.

5) Развитие бизнес-технологий и бизнес-процессов. Благотворительные и спонсорские проекты превосходно дополняют инструментарий маркетинговой и PR-деятельности любой фирмы: расширяют круг партнеров бизнеса, создают больше возможностей для рекламы, содействуют развитию и укреплению корпоративной культуры, укрепляют положительную известность.

6) Привлекательность на рынке труда. Все хотят работать в известных и уважаемых компаниях. Поэтому участие в социальных проектах серьезно повышает рейтинг компании на рынке труда, расширяя возможности привлечения и выбора кандидатов.

7) Развитие корпоративной культуры. Участие в благотворительности способствует развитию мотивации и лояльности персонала, сплоченности работников общим делом.

Говоря о формах поддержки, оказываемой донорами, следует отметить, что достаточно распространенными являются общие субсидии, расходуемые по усмотрению организации-фандрейзера. Обычно речь идет о текущих расходах некоммерческой организации (управление, связь и коммуникации, хозяйственное содержание, заработная плата штатных сотрудников). Поэтому такие субсидии выделяются обычно на год. Размер их колеблется, в зависимости от организации, нуждающейся в поддержке.

Наиболее распространены субсидии, выделяемые под конкретный проект. Они носят единовременный характер и используются только на осуществление данного проекта. И общие субсидии, и субсидии под конкретный проект возможны в форме долевого участия.

Возможна также финансовая поддержка в виде капитальных вложений - затрат на строительство, реконструкцию, оборудование. Широко практикуется выделение стипендий или грантов на обучение или подготовку конкретных художественных или научных работ.

Также формой поддержки является натуральное спонсорство. Так, фирмы могут помочь не только деньгами, но и материалами и оборудованием, ненужными им вещами, такими как ковры, столы и стулья или выставочные стенды. Некоторые организации предпочитают именно такой вид спонсорства.

Используются также отчисления в специальные фонды, приносящие доход, - эндаумент. По своей сути эндаумент представляет собой целевой капитал некоммерческой организации, т.е. сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций.

В заключении хотелось бы отметить, что взаимное сотрудничество различного рода доноров и учреждений культуры не только способствует развитию сферы культуры, но и является настоящим, реальным механизмом формирования гражданского общества и социального партнёрства. При этом именно автономные учреждения культуры имеют для подобного сотрудничества наибольшую мотивацию и возможности.

Список литературы

1. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство Планета Музыки». – 2010. – 286с.

2. Куликова, Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю.П. Куликова // Вестник ТГУ. – 2012. - №4(8). – С.32-39.

Просмотров работы: 1566