НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система правового регулирования сферы культуры сегодня включает в себя значительное число нормативно-правовых актов различного уровня и направленности. Особенность правового регулирования заключается в том, что нормы, регулирующие отношения в сфере культуры, практически невозможно отнести к какой-либо одной отрасли права, хотя в классификаторе правовых актов, утвержденном указом Президента Российской Федерации № 511 от 15 марта 2000 г. «О классификаторе правовых актов», законодательство о культуре выделено в самостоятельную ветвь:

130.030.000 Культура

130.030.010 Общие положения

130.030.020 Управление в сфере культуры

130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации

130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

130.030.050 Особо охраняемые историко-культурные территории

130.030.060 Особенности регулирования правового положения культурных ценностей

130.030.070 Правовое регулирование отдельных направлений культурной деятельности

Как видно, сюда включены общие положения, законодательные акты, регулирующие вопросы управления в сфере культуры, сохранения национального культурного наследия народов Российской Федерации, охраны и использования памятников истории и культуры, а также нормативные документы, определяющие режим особо охраняемых историко-культурных территорий, особенности правового положения культурных ценностей и отдельных направлений культурной деятельности.

Фактически наработка законодательной базы отрасли культуры начинается с 1992 года. До этого существовал лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры – Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978 году.

В настоящее время целый ряд статей Конституции РФ фиксирует права граждан РФ на пользование достижениями культуры, обоснованы условия для культурной и творческой деятельности и т.д., в частности:

Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Статья 26. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37. Каждый имеет право на отдых.

Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям... [1]

В соответствии с ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится ограниченный круг вопросов сферы культуры, а именно: установление основ федеральной культурной политики; разработка и реализация федеральных программ культурного развития России; правовое регулирование интеллектуальной собственности. [1]

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (закон Российской Федерации № 3612-1 от 9 октября 1992 г., далее - Основы), что стимулировало интенсивную законотворческую деятельность в сфере культуры. Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре. [4]

Основы – первый специальный акт в сфере культуры, были приняты в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России. Время и форма появления данного ФЗ предопределили возможности его применения на практике. С одной стороны, факт появления правового акта, охватывающего максимальное число аспектов культурной деятельности, свидетельствовал о внимании государства к этой сфере.

С другой стороны, универсальный характер акта существенно повлиял на его правовое содержание, состоящее в значительной степени из деклараций. Основы сыграли и продолжают играть ключевую роль в правовом регулировании отношений в сфере культуры. В Основах впервые определены обязанности государства в области культуры, в том числе:

- обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ (ст.30);

- обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности (ст.31);

- преодоление монополии в области культуры (ст.32);

- создание условий для самореализации талантов (ст.33);

- осуществление государственного протекционизма по отношению к национальным культуре и искусству (ст.34);

- ведение статистики культуры (ст.36), проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры (ст.36.1) [5]

Ряд положений Основ был развит в принятых позднее законах – не только отраслевых, но и правовых актах общего характера (Бюджетный, Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы и др.) Положения, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных нормативно-правовых актах:

- ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обеспечивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

- ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и создания и правового положения музеев в стране;

- ФЗ «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, которая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этот закон определяет правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития;

- ФЗ «О народных художественных промыслах» № 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности;

- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г., регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; он обеспечивает реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, декларирует конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, а также обеспечивает право народов и этнических общностей на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания. И многие другие федеральные законы, регламентирующие различные аспекты деятельности в сфере культуры.

С 2012 года, в рамках проведения бюджетной реформы, существенно изменилась система финансирования и хозяйствования бюджетных учреждений культуры. До 1 июля 2012 года все учреждения сферы культуры определились со статусом, т.е. выбрали организационно-правовую форму: казенное учреждение, бюджетное учреждение или автономное учреждение.

Основной документ, регулирующий реформу бюджетной сферы, – Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: [4]

- казенное учреждение – это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;

- бюджетное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Согласно данному закону автономное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами». Поскольку все три типа учреждений являются государственными или муниципальными, решение о создании, изменении типа, реорганизации, ликвидации таких учреждений принимает учредитель.

Бюджетные учреждения культуры финансируются посредством выделения субсидии на госзадание. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание (госзадание бюджетного учреждения) – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. [2]

Размещение госзаказа в сфере искусства и культуры осуществляется путем организации торгов. Российская система государственных закупок построена на специальном порядке размещения заказов для удовлетворения государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Основным нормативным документом, устанавливающим порядок размещения заказов, в настоящий момент является Федеральный Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [7]

Достаточно развито нормотворчество в сфере культуры на международном уровне. На сегодняшний день международное право в сфере культуры объединяет свыше 100 разного рода международных правовых актов, принятых ООН, ЮНЕСКО и другими международными организациями, к которым относятся: соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28); Всеобщая декларация о культурном разнообразии (02.11.2001 г.), Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта) 1954 г. В 1972 ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. С 1977 года ежегодно Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на которых определяются объекты программы — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.

Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как: Всемирное наследие, Подводное культурное наследие. В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите нематериального культурного наследия.

Проанализированные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере культуры, конечно, не являются их полным перечнем, однако они свидетельствуют о факте последовательной разработки и реализации нормативно-правового регулирования отрасли в современной России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (посл.изм. от 01.01.2014) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  3. Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (посл.изм. от 23.07.2013) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  4. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»//Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  5. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 01.12.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - ст. 2307

  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

  8. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об авто­номных учреждениях» // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

  9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл.изм. от 22.10.2014) // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

Просмотров работы: 6972