ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модели регионального управления культурой начали формироваться сравнительно недавно, поэтому особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей развития культуры в регионах. Знание и понимание региональных особенностей развития культуры является первоосновой для создания перспективной региональной культурной политики, которая учитывала бы культурные интересы различных субъектов этой политики как основы для взаимопонимания.

Конституцией РФ определено, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). [1]

Это положение определяет, что в каждом субъекте федерации есть представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, полномочия которых в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [4]

В Орловской области основными инструментами региональной культурной политики являются организационное, финансовое, нормативно-законодательное обеспечение, а также программно-целевое управление, поучившее широкое распространение в практике управления отраслью с начала 2000-х годов.

Уставом Орловской области (ст.5) определено, что систему органов государственной власти Орловской области составляют: законодательный орган государственной власти области (Орловский областной Совет народных депутатов (Совет); высшее должностное лицо области (Губернатор); высший исполнительный орган государственной власти области (Правительство); органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области. [5]

Все эти органы государственного управления наделены определенными полномочиями по управлению сферой культуры области. Так, с 2007 года в областном Совете работает Комитет по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму. По вопросам обеспечения социального развития области Совет утверждает по представлению Губернатора программы социально-экономического развития области, в том числе и по развитию культуры и искусства; осуществляет правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области; осуществляет иные полномочия.

Правительствообласти разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области; участвует в проведении единой государственной политики в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека; разрабатывает проекты программ социально-экономического развития области; формирует органы исполнительной власти области. В социально-культурной сфере Правительство осуществляет следующие полномочия [3]:

1) создает учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, оптимальную сеть имеющих областное значение учреждений профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) утверждает программы развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта на территории области с учетом национально-культурных и религиозных традиций населения области;

3) принимает меры по развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусства, народного творчества, по поддержке народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти) и другие полномочия.

В связи с проведением Года культуры в 2014 году Указом Губернатора Орловской области № 22 от 28 января 2014 года создан Совет по культуре при Губернаторе Орловской области. В члены Совета вошёл ректор Орловского государственного института искусств и культуры Н.А. Паршиков.

Основным органом государственной власти, осуществляющим политику в области культуры в регионе является Управление культуры и архивного дела Орловской области

В рамках Года культуры Управлением культуры утвержден План основных мероприятий развития сферы культуры Орловской области на 2014 год (приказ от «19» июля 2013 г. № 313) .

С 2011 года в области действуют долгосрочные областные целевые программы: «Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 годы»; «Программа развития архивного дела на 2011-2013 гг.»; «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011 - 2015 годы». В целях эффективного развития отрасли культуры, туризма, архивного дела, а также в целях сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов в Орловской области Правительством области была утверждена государственная программа Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013–2017 годы)».

Важным фактором реализации культурной политики в Орловской области является нормативно-правовое обеспечение. Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами, регламентирующими культурную политику в области в последние годы стали: Закон Орловской области № 533-ОЗ от 22.08.2005г. «Об образовании в Орловской области»; Закон Орловской области № 391-ОЗ от 06.04.2004г. «Об объектах культурного наследия, расположенных на территории Орловской области»; Закон Орловской области № 807-ОЗ от 08.09.2008г. «О музейном фонде и музеях Орловской области»; Закон Орловской области № 109-ОЗ от 06.07.1999г. «Об архивном деле в Орловской области». Закон Орловской области № 579-ОЗ от 06.02.2006г. «О библиотечном деле в Орловской области» стал первым законом, регулирующим деятельность в сфере культуры после вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления».

Таким образом, в Орловской области решение вопросов конструирования политики в сфере культуры проходит в соответствии с идеологией административной реформы и реформы местного самоуправления. Субъекты государственного управления разрабатывают культурную политику территории путем создания местных законодательных актов, создания инфраструктуры, реализации региональных программ развития культуры с учетом местных условий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл.изм. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 4. - ст. ст. 3822

  3. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 05.05.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - ст. 2307

  4. Устав (Основной Закон) Орловской области: принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года (посл. изменения от 3 октября 2013 г) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adm.orel.ru

  5. Рейнбах Е.Ю. Система и структура органов управления сферой культуры. Организационно-управленческие аспекты управления СКС Монография. – Орел, АПЛИТ, 2014. – с.243-261

  6. Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.

  7. Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.

Просмотров работы: 1170