НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические и политические преобразования в последние годы значительно изменили структур и содержание нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность учреждений культуры.

В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают нормативно-правовые акты (НПА) общего и отраслевого характера, которые принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности.

Большинство учреждений культуры, а также их органы управления являются юридическими лицами. Поэтому, прежде всего, следует отметить Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде (гл. 4, ст.48) [3]

Однако, к примеру, муниципальные органы управления в сфере культуры не всегда являются юридическими лицами. Согласно законодательству о местном самоуправлении местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (пп. 7, 8 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ). В соответствии с указанными нормами Закона в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В данном случае под «структурой администрации» не обязательно следует подразумевать структуру юридического лица, т.к. органы администрации как структурные подразделения юридического лица сами не должны являться юридическими лицами. [9]

Осуществление функций, возложенных на органы местной администрации в рамках их компетенции, требует наличия статуса юридического лица. Это положение определяет, что «структуру администрации» следует рассматривать в административно-правовом значении, а именно как сложную многофункциональную структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Данный тезис подтверждается положением, содержащимся в п. 3 ст. 41 Закона № 131-ФЗ: основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования. [9]

Организации культуры действуют сегодня в самых разнообразных организационно-правовых формах, при этом большинство из них зарегистрированы как государственные или муниципальные учреждения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение как вид организации, является специфической формой некоммерческой организации. В отличии от других юридических лиц, учреждение не является собственником своего имущества (ГК РФ, ст.213, п.3), а распоряжается им на праве оперативного управления.

Федеральный Закон от 12 января 1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (посл. изм. от 24 ноября 2014 г.) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. [5]

Данный закон определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Особенности правового положения отдельных форм некоммерческих организаций определяются федеральными законами. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (посл.изм. от 21 июля 2014 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединения, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, в т.ч. творческих союзов и иных общественных организаций в сфере культуры.

Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (посл.изм. от 5 мая 2014 г.) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

Благотворительная организация определяется в ФЗ № 135-ФЗ как некоммерческая, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации не имеют коммерческих целей и создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральными законами.

Благотворительность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, а также в сфере охраны и должного содержания зданий, объектов, территорий и мест захоронения, имеющих историческое, культовое, культурное значение.

Благотворителями считаются лица, осуществляющие пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами собственности, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг. Кроме того, участниками благотворительной деятельности являются также и граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации; часто их называют волонтерами.

Однако, благодаря новой налоговой политике государства, благотворительность и меценатство как элементы гражданского общества практически исчезли.

Между тем, органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот, материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом), финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации. Следует признать, что на практике реализация этих норм закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не приводит к ожидаемым результатам.

В отличии от благотворительности спонсорство как экономическая деятельность преследует коммерческие цели Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» определяет спонсора как лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

До сих пор неясны позиции с определением меценатства. Однако работа по принятию соответствующего закона ведется.

Любая некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (посл.изм. от 21 июля 2014 г.).

Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами и ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.

Для того чтобы юридически оформить создание организации культуры любой организационно-правовой формы, необходимо произвести следующие действия:

- подготовить и утвердить в порядке, предусмотренном для этой организационно-правовой формы, учредительные документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;

г) документ об уплате государственной пошлины;

- зарегистрировать организацию в уполномоченном государственном органе (зарегистрированная организация вносится в единый государственный реестр юридических лиц).

С этого момента организация считается созданной, т.е. начинает пользоваться всеми правами юридического лица, и нести соответствующую ответственность.

Организационно-правовая форма фиксируется в учредительных документах. Наиболее распространенная среди организаций культуры форма учредительного документа — устав.

Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что в «учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида». [3]

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным» (ГК РФ, ст. 52, п. 2).

К этой же группе относится Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 –ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (посл.изм. от 14 октября 2014 г.), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии в сфере культуры, указаны: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений; образовательная деятельность.

Кроме вышеназванных, деятельность современных учреждений культуры регламентирует целый ряд отраслевых НПА: Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и многие другие.

В целом, формирование правового пространства в сфере культуры посредством разработки и реализации законодательных актов общего и отраслевого характера, призвано обеспечить декларированные права каждого человека на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (посл.изм. от 01.01.2014) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  3. Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (посл.изм. от 23.07.2013) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  4. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл.изм. от 01.12.2014 N 102-ФЗ) // Cобрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - ст. 2307

  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 10.12.2014.

  6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

  7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

  8. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об авто­номных учреждениях» // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

  9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл.изм. от 22.10.2014) // Консультант-плюс [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144138//. – Дата обращения 10.12.2014.

Просмотров работы: 5566