КОНСАЛТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСАЛТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В систему профессиональной поддержки деятельности в сфере культуры и искусства в целях ее развития и диверсификации консалтинг как самостоятельный элемент вошёл сравнительно недавно. Наиболее распространенными видами потребностей организаций культуры в консультировании являются: корпоративное, операционное, организационное, информационно-технологическое развитие, подбор менеджеров, консультирование экспертов.

Причины появления консалтинга во многих сферах хозяйственной деятельности кроются, в возникновении на большинстве отраслевых рынках конкурентной среды, росте числа крупных компаний, имеющих сложные производственные и управленческие структуры, в расширяющемся применении в бизнесе «высоких» технологий, а также в изменении мотивации руководителей предприятий.

Исторически управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этим общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии. Постепенно накапливается управленческий опыт. Он обобщается, структурируется. Высокий уровень общения в производственной сфере делает возможным передачу этого опыта и выработку соответствующих рекомендаций. Постоянный поиск предпринимателями новых средств повышения эффективности производства, попытки со стороны специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логика развития организационной науки и практики привели к возникновению первых профессиональных фирм по управленческому консалтингу, которые начали возникать сравнительно недавно - в 20-е гг. XX в.

Реальное же становление отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло только в 1950-е гг. С тех пор она развивается необычайно быстрыми темпами, обгоняя многие как более старые, так и возникшие совсем недавно отрасли экономики.

По существу под консалтингом понимается то, что в нашей стране раньше называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг – понятие рыночной экономики, и он отличается от научно-внедренческой деятельности в бывшем СССР в той же мере, в какой рыночная экономика отличается от планово-централизованной. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах независимыми производителями консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. Это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности таких услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента. В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента.

Современный консалтинг (консультирование) понимается как деятельность по консультированию субъектов управления по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Иными словами: консалтинг— это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в различных сферах деятельности, оказываемое внешними консультантами для решения той или иной проблемы. В связи с этим консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям (например, финансовому, кадровому, организационному, стратегическому и т.д.).

Основная цель консалтингазаключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности организации в целом и увеличении индивидуальной эффективности труда каждого работника.

Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. В любом случае консалтинговые решения (проекты) должны обеспечить устойчивое функционирование организации – заказчика консалтинговой услуги в контексте быстрых изменений во внешней среде, приводящих к неопределенности.

Консалтинг в сфере культуры и искусств как процесс, может быть рассмотрен в различных аспектах.

Во-первых, как помощь субъектам управления, направленная на повышение эффективности деятельности организаций отрасли.

Во-вторых, как профессиональная деятельность и наука, направленная на внедрение лучшего опыта в практику социально-культурной деятельности.

В-третьих, как услуги субъектов консультирования в сфере искусства и искусства в диагностике, анализе и решении социо-культурных проблем.

Многоаспектный характер консалтинга в сфере культуры, позволяет сформировать некоторые его модели [1-4]:

- экспертный консалтинг, связанный с получением информации общего характера (по стандартным процедурам);

- проектный консалтинг предполагает деятельность консультанта по разработке и реализации эффективных предложений в практику СКД (составление проектов);

- процессный консалтинг основан на взаимовыгодном сотрудничестве всех сторон консалтинговой деятельности;

- исследовательский консалтинг направлен на формирование эталонной модели деятельности в сфере культуры и искусства с учетом специфических факторов;

- методологический консалтинг исследует различные подходы к какой-либо деятельности и формирует рекомендации по их оптимизации.

Профессиональная деятельность в сфере консалтинга осуществляется специалистами-консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние — это независимые консультационные организации или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние — это специалисты, занятые в штате той или иной организации.

Деятельность квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой организации, предоставляющей широкий спектр услуг, должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие:

- консультант (консалтер) обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками в формулировании организационного диагноза, стратегическом планировании, использовании информационных систем, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей ситуации, установления контактов (общения и утверждения) и т.п.;

- консультант (либо консалтинговая организация) должен быть независим от заказчиков и решений в избранной области, от традиций, не писанных законов, бытующих в организациях, политики управленческого аппарата. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер;

- консультант (консалтинговая фирма) обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности;

- с целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант (либо консалтинговая организация) должен работать со многими клиентами;

- консультант (консалтинговая фирма) должен обладать обучающим воздействием на клиентов.

В целом консалтинг в сфере культуры сформировал необходимую основу профессиональной подготовки консультанта в сфере культуры, владеющего не только интуитивными механизмами консалтинга, но и базовыми знаниями, позволяющими управлять изменениями в отрасли.

Таким образом, вхождение сферы культуры в систему рыночных отношений, актуализировало проблему ее развития с учетом социально-экономических особенностей развития территорий, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала регионов и др. В этих условиях вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на консалтинговую деятельность и его целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.

Список литературы

  1. Богдан С.В. Основы экспертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга: уч.-метод. пособие по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность квалификация (степень) магистр / авт.-сост.: С.В.Богдан, Е.В. Семёнова; Челяб.гос.акад.культуры. – Челябинск, 2013. – 153 с.

  2. Сидорчук Р.Р. Основы управленческого консультирования. Маркетинговый подход. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 220 с.

  3. Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. – 207 с.

  4. Шейн Эдгар Г. Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «клиент – консультант». – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.: ил. – (Серия «Консалтинг»).

Просмотров работы: 3032