ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация российского образования на всех уровнях ориентирует образовательную деятельность на национальные, общегосударственные и общемировые ценности. Решение проблемы этнокультурного воспитания предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса, региона. Воспитание определяется нами как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. В современном обществе воспитание на народных традициях становится главным фактором возрождения, сохранения и развития этнической культуры и самосознания среди подрастающего поколения.

Новое осмысление приоритетов в дополнительном образовании детей поставило ряд проблем, среди которых особое место занимают вопросы этнокультурного воспитания. Исходя из анализа существующих образовательных моделей и программ можно утверждать, что практически всех разработчиков и исследователей данного направления объединяет идея самоценности дошкольного детства и создание необходимых условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком, стремление обеспечить возможность для реализации потенциала дошкольника и проявления индивидуальности каждого ребенка.

Данной проблеме посвящены работы А. Б. Афанасьевой, Т. И. Баклановой, М. Ю. Новицкой, Т. Я. Шпикаловой и др. По их мнению, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно их осмыслить, перенести в будущее.

Для определения сущности этнокультурного воспитания необходимо рассмотреть само понятие "этнокультура". Оно сложилось в конце ХХ в. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия "этническая культура". Термин "этнокультура" не имеет четкого определения. По мнению А. Б. Афанасьевой, он зачастую употребляется вместо терминов "фольклор", "народная культура", "традиционная культура", "культура этноса". Эти понятия достаточно близки, но не идентичны. Этнокультура рассматривается автором как "совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенной в материальной, духовной и социальной жизнедеятельности этноса..." [1, с. 77]. В современном обществе воспитание становится главным фактором возрождения, сохранения и развития этнической культуры и самосознания.

Этнокультурная идентичность - сложный социально-психологический феномен, содержание которого определяет осознание (как индивидуальное, так и коллективное) общности и единства локальной (этнонациональной) группы на основе разделяемой культуры, психологическое переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека в упорядочении представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательным стремлением к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к обретению единства с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах (языковой, религиозной, политической и др. общности) посредством интеграции в культурно-символическое пространство социума.

Этнокультурная специфика учитывается в самых разнообразных аспектах и рассматривается как эффективное средство создания новых и развития действующих в регионе образовательных систем, как условие развития человека поликультуры. Поэтому являются актуальными исследования, ориентированные на

Выстраивание практической деятельности на основе этнокультурной среды предполагает, что этнокультурное воспитание (на местных регионоведческих традициях) должно сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, этнокультурного саморазвития, определении жизненного пути (Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, Т. И. Бакланова, Л. И. Васеха, А. С. Каргин, М. Ю. Новицкая, С. Б. Серякова и др.).

На современном этапе построение этнокультурной воспитательной системы происходит с учетом исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона. Использование основ народной художественной культуры, а также включения средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности дает возможность создания целостной воспитательной системы в учреждении дополнительного образования, а также позволяет осуществлять важнейшие функции по социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Важно, чтобы эффективность процесса этнокультурного воспитания определялось не только в постановке и решении общих задач, связанных с воспитанием культуры межнационального общения, но и определением индивидуальных траекторий развития детей, учета интересов, возможностей и потребностей каждого ребенка в познавательной сфере, творческом проявлении, социальном развитии [3, с. 32]

Этнокультурное воспитание, развиваясь в рамках психолого-педагогических и социальных концепций, рассматривается как целенаправленный процесс в условиях образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей. В основе данного процесса лежит освоение дошкольниками образовательной программы, основанной на региональных традициях. Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.

Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, интегративные процессы проецируют схожие элементы в структуру и содержание народных праздников разных народов.

В связи с этим при выборе народных праздников для проведения целенаправленной работы с детьми по приобщению к этнокультуре учитывается ряд положений:

- гармонизация фольклорного материала разных этнокультур;

- принцип сезонности

- ориентир на единую тему, идею, что осуществляет гармонию национальных (специфических) и общечеловеческих элементов культуры. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

- введением в образовательный процесс учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;

- использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;

- применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);

- внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Список литературы:

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: Монография. - СПб.: Изд-во "Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области", 2009.

2. Малиновская С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве / Под науч. рук. В.А. Дмитриенко. Томск, 2007.

3. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании: Практико-ориентированная монография. - Ульяновск: УлГПУ, 2009.

Просмотров работы: 2152