ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Искусство всегда было и будет востребовано. Если говорить более точно, то наиболее распространенным жанром является музыка. Человек может не ходить в картинные галереи, не увлекаться поэзией, не посещать театры и филармонии, однако музыка будет сопровождать его всегда и везде. Она будет в рекламах, в магазинах и торговых центрах, в автомобиле или автобусе, рингтоном мобильного телефона, фоном в любом фильме, не говоря уже, конечно же, о наиболее классических, светских формах (мюзиклах, операх, ариях, сонатах, музыкально-хореографических постановках и многих других).

В XXI веке, тогда, когда информационные и компьютерные технологии достигли несравнимых высот, музыка стала общедоступным и массовым средством. Благодаря прогрессу, музыкальные произведения подверглись распространению в интернете, цифровому копированию, стали доступны каждому. В условиях последних пятнадцати лет, музыка может попадать в любое время и место. Такое положение влечет за собой огромное количество правонарушений в этой области, что и вынуждает обратить внимание на актуальность данной проблемы.

«Авторское право – институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях».

За последние восемьдесят лет российская юриспруденция касалась данного вопроса лишь пару раз: монографическая работа Л.Н. Зильберштейна «Авторское право на музыкальные произведения» М. 1960 и кандидатская диссертация Л.А. Савинцевой «Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании» М. 2005. Стоит заметить, что эти работы написаны до начала действия четвертой главы Гражданского Кодекса РФ. Исследования и попытки решить вопросы, связанные с попытками защитить музыкальные произведения и фонограммы, вообще отсутствуют. Большинство современных композиторов и музыкальных исполнителей не ознакомлены с данной сферой и своими правами. Впоследствии, у них возникают проблемы с созданными ими объектами культуры и их защитой.

Для конкретизации объекта авторского права, неизбежным является термин «произведение». Однако, не нынешнее наше законодательство, не его предшествующие варианты не содержат его как такового определения, тем не менее, указывают на признаки, которыми оно должно обладать, хотя понятия «произведение» и «творческая деятельность» тесно исторически связаны.

Русский юрист и профессор Г.Ф. Шершеневич предлагал это решение проблемы с помощью кропотливого исследования данного вопроса со всех сторон в его работе - «Авторское право на литературные произведения» К. 1891. Идеи прошлого века не были забыты и попытки выдвинуть понятие «произведение», с помощью особых присущих данной сфере признаков. Это просматривается в трудах В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, М.В. Гордона, И.В. Савельевой, И.Я. Хейфеца и других ученых. Трудно не согласиться, что для нас произведениями это не окружающие нас материальные вещи, а творческий посыл и замысел.

Музыку в проблеме авторского права трудно не заметить. Она является одной из самых обсуждаемых и конфликтных тем по авторскому праву. В действующем законодательстве России нет такого понятия, как «музыкальное произведение». Оно раскрывается лишь косвенно, с помощью «авторского права».

Г.Ф. Шершеневич считал, что объектом авторского права собственности должно признаваться то сочетание звуков из которых составлялось музыкальное произведение. А А.П. Сергеев говорил, что мелодия не может являться объектом права, так как она всего лишь часть музыкального произведения, но, безусловно, нуждается в защите, так как может существовать отдельно от произведения.

В последние десятилетия становится популярным обработка уже существующих музыкальных произведений. Создание ремиксов, т.е. смешанной и частично существующей музыки, семплирование (англ. sample) – заимствование музыкальных фрагментов. Существуют люди, которые занимаются исключительно аранжировкой и обработкой, телевизионные каналы, радиостанции, которые уделяют таким объектам большее внимание или вовсе используют исключительно их. Такие «обработанные» музыкальные произведения попадают под общие правила, так как в большей или меньшей мере содержат авторские части других произведений.

Историческая правовая сводка о фонограммах еще короче. Впервые была отмечена она в Австрии в Законе об авторском праве 1936г. В России это право появилось намного позднее, только в 1991 г. - с принятием Основ Гражданского Законодательства, в виде «права создателя звукозаписи». А так же, ему посвящен 3 параграф 71 главы четвертой части ГК РФ. Это говорит о том, что значение и количество фонограмм, как объекта растет.

По моему мнению, защита авторских прав в России на данный момент сложный и практически невозможный процесс, особенно, когда это касается звезд мировой не отечественной эстрады. Не секрет, что Соединенные Штаты Америки уже несколько раз пытались пресечь бесплатное, пиратское распространение американской поп музыки на территории РФ, однако, наше законодательство не подходило серьезно к этому вопросу и у нас отсутствуют специальные органы, которые бы занимались пресечением пиратства. Любой опытный интернет-пользователь, проживающий на территории России, имеет в обиходе программы, позволяющие ему скачивать бесплатно из интернета любые фильмы, программы, музыку и другие ресурсы, за которые в других странах такие же пользователи платят. Сеть пиратства широко охватила нашу страну, и эта проблема уже давно стоит ребром. Однако, государство не знает какие меры нужно принимать, и не слишком с этим торопится, потому что меры вроде осуждения или же штрафы совершенно бесполезны, т.к. каждый второй пользователь является пиратом, даже этого не осознавая, просто выкладывая на сайт песню или картинку не созданного им же, или просто являясь сидом (скачавшим и помогающим скачать другим) фильма в, самой масштабной системе нарушения авторского права, Торренте.

Однако, являясь гражданином РФ, можно защитить свое творчество исковым требованием о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Обнаружив незаконное использование своего творчества, правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом, в соответствии со статьей 1252 ГК РФ.

Литература

  1. Закон РФ от 09.07.1993 г. №5351-1 (ред. от 20.07.2004 г.) «Об авторском праве и смежных правах». Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993 г., №32, ст. 1242.

  2. Ахнина А.Ю. Понятие и юридическое содержание музыкального произведения. «Черные дыры» в Российском Законодательстве [Текст] / А.Ю. Ахнина. Юридический журнал, - 2007. - № 4. - С. 90-91

  3. Иванов Н. В. Актуальные проблемы охраны прав исполнителей музыкальных произведений. «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права» [Текст] / Н.В. Иванов - Москва – 2006. - № 11. - С. 68-73

  4. Кравец Л. Новые технологии и охрана музыкальных произведений. «Интеллектуальная собственность» [Текст] / Л. Кравец. – Москва – 2000. - № 4. - с. 65-69

  5. Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права» [Текст] / Спиряев С. – 2004. - № 11. с. 63-64.

  6. Судариков С.А. Авторское право [Текст] / С.А. Судариков. – М.: Проспект – 2010. – 320 с.

  7. Юмашев А.С. Проблема определения музыкального произведения как объекта авторских прав «Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета» [текст] / А.С. Юмашев – Ставрополь: СевКавГТУ – 2005. - №. 11. - с. 238-240

Просмотров работы: 1662