Бюджетный процесс является одним из главных инструментов регулирования экономической ситуации в стране. Для достижения экономической стабильности, разностороннего развития технологий, создания инвестиционной привлекательности, социально защищённого населения следует уделять бюджетному процессу, его формированию, исполнению, анализу и контроля особое внимание со стороны государства. Как на уровне страны так и на уровне региона, именно с помощью функционирования бюджетного процесса происходит распределение денежных средств, в виде денежных потоков. Это делается в первую очередь для того, чтобы профинансировать необходимые, приоритетные сферы жизни государства.
К ним можно отнести
помощь социально незащищенному слою населения
финансирование переоснащения производства
развитие инновационных технологий и обеспечения.
развитие стратегически важных отраслей промышленности
Возникновение любой ошибки в процессе исполнения бюджетного процесса повлечет за собой не только убытки, но и экономические спад. Это в первую очередь может произойти из-за того, что аккумулируемые в руках органов государственной власти деньги, будут использованы расточительно и нерационально. Не стоит забывать и о необходимости постоянного контроля, своевременного корректирования, анализа и совершенствования.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что бюджет и бюджетный процесс необходим в постоянном контроле, анализе и совершенствовании.
Проведя анализ доходов бюджета Большеуковского района за 2012 и 2013 годы можно составить таблицу.
Таблица 1 - Структура доходов бюджета Большеуковского муниципального района
Наименование |
исполнено 2012 |
уд.вес.2012 |
исполнено 2013 |
уд.вес 2013 |
Динамика 2013/2012 |
Налоговые и неналоговые доходы |
39 417 860,49 |
19,767 |
45 159 751,20 |
19,66 |
114,57 |
Налоги на прибыль, доходы |
31 395 659,64 |
15,744 |
35 863 404,53 |
15,61 |
114,23 |
Налоги на совокупный доход |
3 527 883,65 |
1,769 |
4 965 497,89 |
2,16 |
140,75 |
Государственная пошлина |
268 634,44 |
0,135 |
433 406,05 |
0,19 |
161,34 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-0,02 |
0,000 |
100,00 |
0,00 |
- |
Доходы от использования имуще-ства, находящегося в государствен-ной и муниципальной собственно-сти |
621 767,86 |
0,312 |
992 125,66 |
0,43 |
159,57 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
41 598,51 |
0,021 |
52 896,26 |
0,02 |
127,16 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
1 291 155,33 |
0,647 |
2 113 990,19 |
0,92 |
163,73 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
914 745,21 |
0,459 |
206 022,65 |
0,09 |
22,52 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1 356 415,87 |
0,680 |
532 307,97 |
0,23 |
39,24 |
Безвозмездные поступления |
159 989 662,43 |
80,233 |
184 582 686,78 |
80,34 |
115,37 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-128 937,36 |
-0,065 |
-148 463,37 |
-0,06 |
115,14 |
Всего |
199 407 522,92 |
100,000 |
229 742 437,98 |
100,00 |
115,21 |
Анализ структуры доходов бюджета Большеуковского района за 2012-2013гг. показал, что разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 5741890,71 руб. (114,57%), государственная пошлина возросла на 60%, разница составила 164771,61 руб. , доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности увеличились на 370357,8 руб (159,57 %),в несколько возросла задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам с -0,02 до 100 рублей, увеличился отрицательный баланс по статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» на 19526,01 рубль.
На 824107,9 рубля уменьшились доходы от статьи «Штрафы, санкции, возмещение ущерба», что в динамике составило 39,24%. Так потерпело снижение статья «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» на 708722,56 рубля, что в динамике 22,52%.
Структуру расходов бюджета Большеуковского муниципального района представим в таблице 2.
Таблица 2 - Структура расходов бюджета Большеуковского муниципального района
Наименование |
исполнено в 2012 |
уд.вес2012 |
исполнено в 2013 |
уд вес 2013 |
динамика 2013/2012 |
Общегосударственные вопросы |
21 266 324,85 |
10,83 |
22 852 823,32 |
10,31 |
107,46 |
национальная экономика |
4 818 905,15 |
2,45 |
3 562 336,79 |
1,61 |
73,92 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
26 032 256,09 |
13,26 |
22 779 574,69 |
10,27 |
87,51 |
Образование |
100 291 755,50 |
51,08 |
115 111 219,93 |
51,92 |
114,78 |
Культура, кинематография |
21 756 247,17 |
11,08 |
32 211 507,36 |
14,53 |
148,06 |
Социальная политика |
14 533 127,73 |
7,40 |
16 292 304,42 |
7,35 |
112,10 |
Физическая культура и спорт |
233 650,00 |
0,12 |
804 083,93 |
0,36 |
344,14 |
Национальная безопасность |
20 736,00 |
0,01 |
20 925,00 |
0,01 |
100,91 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам |
7 391 300,62 |
3,76 |
8 078 966,00 |
3,64 |
109,30 |
Всего |
196 344 303,11 |
100,00 |
221 713 741,44 |
100,00 |
112,92 |
Анализ структуры расходов бюджета показал, что большую часть расходов в 2012 г. в Большеуковском районе составляет образование - 100 291 755,50 руб ., а в 2013 г. - 115 111 219,93руб., что в динамике показывает 114,78%
Разница увеличения общегосударственных вопросов показывает 1586498,47 руб. (107,46%), социальная политика – 1759176,69 руб. (112,10%), а также межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований положительная разница которых составила 687655,38 руб., что в динамике 109,3%
Резко возросли затраты на такую статью как «Физическая культура и спорт»- с 233 650,00рублей до 804 083,93, что в динамике составило 344,14 %.
Так же возросли затраты на культуры, кинематографию с 21 756 247,17 рублей до 32 211 507,36 рублей, 148,06 в динамике.
Отрицательная разница составила по таким показателям как: национальная экономика 1256498,47 руб. (73,92%), жилищно-коммунальное хозяйство 3252681,40 руб. (87,51%).
В целом можно сделать вывод о том, что в 2012 году расходы составили 196344301,11 рублей, доходы составили 199407522,92 рубля, что в совокупности составило профицит бюджета в размере 3063219,81 рубль, а в 2013 году расходы составили 221713741,44 рублей, доходы составили 229742437,98 рубля, что в совокупности составило профицит бюджета в размере 8028696,54 рубль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.- 3-е изд., испр. и перер. – М.: Юрант-Издат, 2004. – 838с.
Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/П.И. Вахрин, А.С. Нешитой.- 3-е изд., испр. и перер. – М.: Дашков и Ко, 2005.- 340с.
Закон Омской области от 10.05.2011 N 1346-ОЗ (ред. от 05.07.2012) "О бюджетном процессе в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 21.04.2011 N 84)
Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие/ Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.:КНОРУС, 2005. – 208с.
Парыгина, В.А. Бюджетное право и процесс: учебник/ В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – М.: Эксмо, 2005. – 384с.