В условиях демократического общества и развития основы местного самоуправления особенную значимость в бюджетной системе приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне. Отсутствие четкого определения принципов, методов и способов формирования расходов и доходов местных бюджетов, их регулирования уменьшает эффективность бюджетного управления на региональном и местном уровне, понижает инициативу и предприимчивость местных органов власти, что отрицательно сказывается на функционировании всей экономики страны. Через муниципальный бюджетный механизм государство действует на пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов в пользу местного уровня бюджетной системы, который финансирует преобладающую долю социально-значимых расходов страны.
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. (ст. 6 БК РФ).
Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Основными задачами бюджетного процесса являются:
- выявление материальных и финансовых резервов государства;
- максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; - максимально точный расчет расходов бюджетов;
- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой.
Исходя из приведенного выше теоретического материала следует провести анализ осуществления бюджетного процесса Таврического района.
Таблица 1 - Анализ исполнения по собственным доходам за 2013 год
Наименование |
Утверждено районного бюджета на 2013 год (тыс. рублей) |
Утверждено с учетом изменений на 2013 год (тыс. рублей) |
Исполнение за 2013 год. (тыс. рублей) |
Исполнение за 2012 год. (тыс. рублей) |
% Испол- нения бюджета 2013 года |
Рост, снижение факта 2013 год к 2012 году (%) |
Налог на доходы физических лиц |
199558,0 |
237154,4 |
237154,4 |
161956,7 |
100,0 |
146,4 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
15156,0 |
16562,8 |
16562,8 |
16974,4 |
100,0 |
97,6 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1219,0 |
3604,4 |
3604,4 |
2084,9 |
100,0 |
172,9 |
Госпошлина |
1700,0 |
2323,2 |
2323,2 |
1693,7 |
100,0 |
137,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным доходам |
10,0 |
22,2 |
22,2 |
1,1 |
100,0 |
1948,5 |
Доходы от использования имущества |
3906,0 |
4463,6 |
4463,6 |
4071,0 |
100,0 |
109,7 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
380,0 |
323,9 |
323,9 |
475,0 |
100,0 |
68,2 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
532,2 |
448,0 |
448,0 |
455,5 |
100,0 |
98,4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
470,0 |
1427,6 |
1427,6 |
307,2 |
100,0 |
464,7 |
Штрафы, санкции |
2927,1 |
2116,9 |
2116,9 |
2159,5 |
100,0 |
98,0 |
Прочие неналоговые доходы |
0 |
163,3 |
163,3 |
7,7 |
100,0 |
1458,7 |
ИТОГО собственные доходы |
225858,3 |
268621,7 |
268621,7 |
190186,8 |
100,0 |
141,2 |
По итогам 2013 года по сравнению с поступлениями 2012 года рост составил 46,4 процента или 75197,7 тыс. рублей, в основном за счет увеличения дополнительного норматива по сравнению с 2012 годом на 15,7 процентов (54,6 процента – 2012год, 70,3 процента – 2013 год). Так за 2012 год поступили средства по дополнительному нормативу в сумме 121802,2тыс. рублей, за 2013год в сумме 188810,4 тыс. рублей, что на 67008,2 тыс. рублей или 55,0 процентов больше предыдущего периода.
По итогам 2013года произведено уточнение налога на доходы физических лиц в сторону увеличения в размере 37596,4 тыс. рублей.
Снижение поступлений данного налога по итогам 2013 года составило 2,7 процента или 411,6 тыс. рублей (16974,4 тыс. рублей - 2012 год, 16562,86 тыс. рублей - 2013 год) при росте начисленной суммы налога к 2012 году на 117,2 тыс. рублей или 0,7 процента (17140,6 тыс. рублей -2012 год, 17257,8 тыс. рублей -2013 год). Причиной является рост недоимки.
Недоимка по ЕНВД к началу года увеличилась на 234,5 тыс. рублей (на 01.01.2013 года составляла 910,0 тыс. рублей, на 01.01.2014 года – 1144,5 тыс. рублей).
По итогам 2013 года произведено уточнение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сторону увеличения в размере 1406,8 тыс. рублей.
По итогам 2013 года произведено уточнение единого сельскохозяйственного налога в сторону увеличения в размере 2385,4 тыс. рублей.
По итогам года произведено уточнение доходов от госпошлины в сторону увеличения в размере 623,2 тыс. рублей.
Всего поступило средств по разделу "Доходы от использования имущества" на 01.01.2014 года по сравнению с предыдущим периодом на 9,6
Поступили средства за 2013год на 31,8 процента или 151,1 тыс. рублей меньше предыдущего периода (факт 2012 года – 475,0 тыс. рублей, факт 2013 года – 323,9 тыс. рублей).
За 2013 год поступили средства в 4,6 раза или на 1120,3 тыс. рублей больше предыдущего
Несмотря на общее увеличение расходов, произошло сокращение расходов по:
1) Национальная экономика на 16 513,14 тыс. рублей за счет завершения строительства подъездных дорог до населенных пунктов в рамках участия в федеральной целевой программе;
2) Жилищно –коммунальное хозяйство на 70 159,55 тыс. рублей за счет завершения в 2012 году строительства 48-ми квартирного дома, завершением газификации д. Гофнунгсталь, завершением тех. перевооружения котельных №2 и №14 на природный газ;
3) Социальная политика уменьшение составило на 3 791,13 тыс. рублей за счет уменьшения числа семей получающих выплату на развитие индивидуального жилищного строительства уменьшилось количество семей (в 2012 году -21, в 2013 году -14 семей).
Расходы в 2013 году по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" исполнены в сумме 45 722,6 тыс. рублей, при уточненном плане 46 408,2 тыс. рублей.
Согласно приведенным данным в 2013 году прослеживается дефицит бюджета, и он составляет 740 021785,86 рублей.
Следует разработать мероприятия для решения такой проблемы, как дефицит. Например:
Сократить расходы на образование;
Найти новые источники доходов;
Сократить также расходы, которые занимают большую долю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 9 (в ред. от 29 ноября 2014 г.), [Электронный ресурс],– Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_1000;
Закон Омской области от 10.05.2011 N 1346-ОЗ (ред. от 05.07.2012) "О бюджетном процессе в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 21.04.2011 N 84), [Электронный ресурс],– Режим доступа: http://www.fpa.su/regzakon/omskaya-oblast/zakon-omskoy-oblasti-ot-10-maya-2011-g-n-1346-oz-o-biudzhetnom-protsesse-v-omskoy-oblasti/;
Кузнецова А.Н. Вопросы финансового обеспечения местного самоуправления в России // Региональная экономика - 2007. - № 3.
Сайт «Омская Губерния», [Электронный ресурс],– Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/government.html