АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Толстикова А.А. 1
1Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества в условиях жесткой централизации, на протяжении длительного времени будет определяться развитием бюджетных отношений. Роль бюджетного регулирования в рыночной системе не уменьшается, это происходит за счёт того, что общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, которая осуществляет контроль над теми процессами, в которых рынок бессилен. Поэтому бюджет позволяет накапливать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Улучшение бюджетного устройства способно оказать абсолютно положительное воздействие на деятельность всей рыночной системы.

Самый сложный и длительный процесс - это процесс преобразования бюджетной системы. Если этот процесс будет завершен успешно, то и будущее всей российской экономики будет успешным.

Бюджеты территориальных формирований играют важную роль в социально-экономической жизни РФ, являются финансовой основой местного самоуправления. За счет средств местных бюджетов выполняется финансирование большого объема государственных расходов, что содействует удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

Бюджетный процесс – это регламентируемаянормамиправадеятельностьоргановгосударственнойвласти,органовместного самоуправленияидругихучастниковбюджетного процесса посоставлению,рассмотрению,утверждениюиисполнению бюджетов,атакжепоконтролюзаихисполнением.

Правовую основу бюджетного процесса в Омской области составляют Конституция РФ, Устав Омской области, Бюджетный кодекс РФ, федеральные и областные законы, иные нормативные правовые акты Омской области, Положение о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Омской области.

Бюджетный процесс в Омской области включает следующие стадии:

  1. составление проекта областного бюджета;

  2. рассмотрение проекта областного бюджета и утверждение областного бюджета;

  3. исполнение областного бюджета;

  4. составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса в Омской области, которые обладают бюджетными полномочиями, являются:

  1.  
    • Законодательное Собрание Омской области;

    • Губернатор Омской области;

    • Правительство Омской области;

    • Финансовые органы исполнительной власти Омской области;

    • Иные участники бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и Омской области, Уставом Омской области, Положением о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Омской области, иными муниципальными правовыми актами.

Первой стадии бюджетного процесса предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ Омской области.

Вторая стадия бюджетного процесса начинается с внесения проекта закона Омской области об областном бюджете на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Четвертая стадия бюджетного процесса начинается в конце каждого финансового года. Годовой отчет об исполнении областного бюджета до его рассмотрения в Законодательном Собрании Омской области подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета.

Омский муниципальный район Омской области (далее – Омский муниципальный район) образован в 1929 году. Территория имеет вытянутую с севера на юг Омской области конфигурацию, центральная часть расположена в долинах рек Иртыш и Омь.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93, Омский муниципальный район входит в состав Центрального экономического района Омской области.

Административным центром Омского муниципального района является п. Ростовка, расстояние до областного центра составляет 17 км, территорию образуют 23 сельских и 1 городское поселения, в состав которых входят 94 населенных пункта.

Экономика района базируется на производстве сельскохозяйственной продукции, промышленного производства, а также на деятельности в сфере розничной торговли и бытового обслуживания.

Анализ структуры доходов бюджета Омского района показал, что в период с 2012 года по 2013 год, доходы бюджета увеличились на 183533,25 тыс. руб.(14,88%) и в 2013 году составили 1416862,65 тыс. руб. Это произошло с помощью увеличения налоговых и неналоговых доходов на 149734,28 тыс. руб.(34,61%) а также увеличения безвозмездных поступлений на 33798,97 тыс. руб.(4,22%).Налоговые и неналоговые доходы увеличились за счет увеличения доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 6291,63 тыс. руб.(327,86%), увеличения величины государственных пошлин на 363,08 тыс. руб.(116,37%), увеличения задолженности и перерасчетов налогов, сборов и иных обязательных платежей на 10,72 тыс. руб.(47,22%), увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 6227,23 тыс. руб.(46,16%), увеличения налогов на доходы физических лиц на 142837,65 тыс. руб.(39,57%), увеличения платежей при пользовании природными ресурсами на 89,62 тыс. руб.(6%), увеличения доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства на 924,6 тыс. руб.(5,38%), а также за счет снижения величины штрафов, санкций, возмещений ущерба на 1680,31 тыс. руб.(22,86%) и снижения налогов на совокупный доход на 5335,94 тыс. руб.(18,48%).

В структуре доходной части бюджета за 2013 г. наибольший удельный вес имеют безвозмездные поступления - 58,9%. Удельный вес налогов и неналоговых доходов в 2013 г. составил 41,1%. Отсюда следует, что доходная часть бюджета финансируется в основном за счет безвозмездных поступлений.

Анализ структуры расходов бюджета Омского района показал, что в период с 2012 года по 2013 год расходы бюджета увеличились на 138649,16 тыс. руб.(11,29%). Это произошло за счет увеличения таких расходов, как: увеличения расходов на образование на 181653,66 тыс. руб.(21,96%), увеличения межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 5578,53 тыс. руб.(6,24%), увеличение расходов на культур и кинематографию на 3832,75 тыс. руб.(4,89%), расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 26,85 тыс. руб.(1,66%), увеличения расходов на социальную политику на 202 тыс. руб.(0,37%), а также за счет снижения расходов на ЖКХ на 19874,36 тыс. руб.(91,51%), снижения расходов на обслуживание государственного и муниципального долга на 553,74 тыс. руб.(62,48%), снижение расходов на общегосударственные вопросы на 26141,34 тыс. руб.(20,6%), снижения расходов на национальную экономику на 3074,28 тыс. руб.(18,58%), снижения расходов снижения расходов на физическую культуру и спорт на 1570,83 тыс. руб.(16,83%),

В структуре расходной части бюджета наибольший удельный вес имеют расходы на образование - 73,8%. Остальные статьи расходной части бюджета занимают менее 10% удельного веса.

Также можно сделать вывод о том, что за период с 2012 года по 2013 год профицит бюджета увеличился на 44884,09 тыс. руб.(854,2%) и в 2013 году составил 50138,62 тыс. руб. Это произошло за счет роста доходов бюджета на 183533,25 тыс. руб.(14,88%), а также увеличения расходов бюджета на 138649,16 тыс. руб.(11,29%).

С помощью изучения теоретических основ функционирования муниципального бюджета и анализа современного состояния муниципальных финансов в Омском муниципальном районе можно сделать следующий вывод: местный бюджет интерпретируется как централизованный фонд финансовых средств отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Местные бюджеты - форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийместногосамоуправления. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой и экономической категории товарного управления позволяют объективные и реальные отношения.

В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, используемых для обеспечения финансовых задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет играет важную политическую, социальную и экономическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Также он является основным финансовым планом страны, который утвержден Федеральным Собранием РФ, как закон.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 9 (в ред. от 22 октября 2014 г.).

2. Решение Совета Омского муниципального района от 17.04.2014 № 16 «Отчет об исполнении бюджета Омского муниципального района за 2013 год».

3. Решение Совета Омского муниципального района от 23.05.2013 № 22 «Отчет об исполнении бюджета Омского муниципального района за 2012 год».

4. Решение Совета Омского муниципального района от17.04.2014 № 17 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития Омского района Омской области на 2014  2016 годы».

5. Решение Совета Омского муниципального района от 15 ноября 2007 года № 85 «О бюджетном процессе в Омском муниципальном районе Омской области» (с изменениями на 20 апреля 2012 г.).

6. Закон Омской области от 10 мая 2011 года № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 21 апреля 2011 г. № 84).

Просмотров работы: 1608