В условиях современной нестабильной ситуации экономики все более остро становится вопрос о финансовой устойчивости страны. Ее необходимо модернизировать и поддерживать, наращивать и развивать. Однако, не последнюю роль в этом играет то, как организованы внутренние потоки денежных средств. Основной документ, в котором мы можем их наблюдать это бюджет страны, субъекта, поселения. Постоянный анализ бюджета и бюджетного процесса помогает выявить недостатки управления и вовремя исправить ошибки для достижения максимальной эффективности.
Бюджет играет огромную роль в экономике страны, потому что именно с помощью бюджета правительство страны аккумулирует доходы и распределяет расходы на приоритетные отрасли, а именно:
модернизация прозводственных мощностей
помощь нуждающемуся населению
развитие инновационных технологий
технологическое оснащение
и др.
Стоит отметить, что при правильном построении и функционировании бюджетной системы страна может достичь экономической стабильности и инвестиционной привлекательности для инвесторов.
Именно поэтому анализ бюджета и бюджетной системы, их совершенствование и модернизация столь важны и необходимы для нормального функционирования как отдельного субъекта федерации, так и страны в целом.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетной системы Калачинского района Омской области.
В процессе достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику бюджетного процесса в Омской области;
- рассмотреть характеристику и принципы бюджетного процесса в РФ;
- дать краткую характеристику муниципального образования Калачинского района;
- провести анализ бюджета муниципального образования Калачинского района ;
Предметом курсовой работы – является бюджетная система.
Объектом курсовой работы – является муниципальное образование Калачинского района.
В процессе написания курсовой работы использовались учебно-методические пособия, нормативные и законодательные акты.
Просмотрев отчеты об утверждении бюджетов Калачинского района за 2012 и 2013 годы, мы можем сделать следующие выводы:
бюджет Калачинского муниципального района за 2013 год по доходам в сумме 643 795 357,20 рублей, по расходам в сумме 646 323 930,93 рублей, дефицит бюджета в сумме 2 528 573,73 рублей.
бюджет Калачинского муниципального района за 2012 год по доходам в сумме 566 947 692,96 рублей, по расходам в сумме 566 797 848,71 рублей, профицит бюджета в сумме 149 844,25 рублей.
Более подробно структуру доходов бюджета Калачинского района можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 Структура доходов бюджета Калачинского муниципального района
Наименование |
исполнено 2013 |
уд.вес.2013 |
исполнено 2012 |
уд.вес 2012 |
Динамика 2013/2012 |
Налоговые и неналоговые доходы |
202 197 549,26 |
31,407 |
184 612 107,33 |
32,56 |
109,53 |
Налоги на прибыль, доходы |
150 659 362,62 |
23,402 |
145 005 002,78 |
25,58 |
103,90 |
Налоги на совокупный доход |
20 662 701,45 |
3,210 |
19 777 352,53 |
3,49 |
104,48 |
Государственная пошлина |
3 568 299,43 |
0,554 |
1 849 498,04 |
0,33 |
192,93 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1 237 760,90 |
0,192 |
100 383,50 |
0,02 |
1233,03 |
Доходы от использования имуще-ства, находящегося в государствен-ной и муниципальной собственно-сти |
6 152 001,26 |
0,956 |
5 547 041,73 |
0,98 |
110,91 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
227 187,56 |
0,035 |
395 898,96 |
0,07 |
57,39 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
7 046 775,26 |
1,095 |
7 281 083,35 |
1,28 |
96,78 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
9 975 267,53 |
1,549 |
2 007 636,05 |
0,35 |
496,87 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2 691 317,05 |
0,418 |
2 624 374,08 |
0,46 |
102,55 |
Прочие неналоговые доходы |
-23 128,80 |
0,000 |
23 836,31 |
0,00 |
-97,03 |
Безвозмездные поступления |
441 597 807,94 |
68,593 |
382 335 585,63 |
67,44 |
115,50 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
442 124 680,53 |
68,675 |
377 340 315,20 |
66,56 |
117,17 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-526 872,59 |
-0,082 |
-154 463,77 |
-0,03 |
341,10 |
Всего |
643 795 357,20 |
100 |
566 947 692,96 |
100,0 |
113,55 |
Анализ структуры доходов бюджета Калачинского района за 2012-2013гг. показал, что разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 17585441,93 руб. (109,53%). Налоги на прибыль, доходы возросли на 5654359,84 %(103,9%).Государственная пошлина возросла на 92,93%, что в разнице составило 1718801,39 руб. Резко возросли задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, а именно на 1133%, разница между 2012 и 2013 годами составила 1137377,40 руб. Наблюдается также увеличение отрицательного баланса по статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» на 372408,82руб, что 341,1% в динамике.
Снизились платежи при пользовании природными ресурсами на 168711,4 (57,39%), а так же доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 234308,09руб (96,78%).
Структуру расходов бюджета Калачинского удобно наблюдать и анализировать в таблице 2.
Таблица 2 Структура расходов бюджета Калачинского муниципального района
Наименование |
исполнено в 2013 |
уд.вес2013 |
исполнено в 2012 |
уд.вес 2012 |
динамика 2013/2012 |
Общегосударственные вопросы |
55 715 739,05 |
8,62 |
50 547 137,60 |
8,92 |
110,23 |
национальная экономика |
16 434 805,18 |
2,54 |
13 998 954,94 |
2,47 |
117,40 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 743 169,40 |
0,27 |
4 998 030,00 |
0,88 |
34,88 |
Образование |
462 939 853,30 |
71,63 |
392 682 643,95 |
69,28 |
117,89 |
Культура, кинематография |
40 435 748,66 |
6,26 |
39 813 163,03 |
7,02 |
101,56 |
Социальная политика |
38 068 284,73 |
5,89 |
39 327 775,73 |
6,94 |
96,80 |
Физическая культура и спорт |
6 903 382,61 |
1,07 |
7 329 939,46 |
1,29 |
94,18 |
СМИ |
1 773 780,00 |
0,27 |
1 832 823,00 |
0,32 |
96,78 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам |
22 309 168,00 |
3,45 |
16 267 381,00 |
2,87 |
137,14 |
Всего |
646 323 930,93 |
100,00 |
566 797 848,71 |
100,00 |
114,03 |
Анализ структуры расходов бюджета показал, что большую часть расходов в 2012 г. вКалачинском районе составляет образование - 392 682 643,95руб., а в 2013 г. - 462 939 853,30руб., что в динамике показывает 117,89%
Разница увеличения общегосударственных вопросов показывает 5168601,45 руб. (110,23%), национальная экономика– 2435850,24 руб. (117,4%).
Так же мы наблюдаем увеличение расходов на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам с 16267381 руб в 2012 до 22309168 руб в 2013 (137,14 %)
Наблюдается спад расходов на физическую культуру и спорт с 7329939,46 руб до 6903382,61 руб(94,18 %).А так же резкое падение расходования денежных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства с 4 998 030,00руб до 1 743 169,40руб (34,88 %).
Для достижения страной финансового благополучия и экономической стабильностью необходимо в полной мере использовать способы регулирования и мер по модернизированию такого важного инструмента как федеральный и региональные бюджеты.
С помощью постоянного контроля, анализа, реструктурирования, своевременного вмешательства органов власти, соотнесение плановых и отчетных показателей и данных бюджета и бюджетной системы, можно получить положительный результат. Он будет выражаться в устойчивом состоянии страны во внутренней и внешней экономике, повышении уровня жизни населения, развитие перспективных и необходимых областей науки и техники, прогрессе производственных процессов на уже существующих предприятиях.
А если говорить о региональном бюджете, то постоянный контроль и анализ помогут избежать нерационального расходования средств.
Проведя подробный анализ бюджета Калачинского района, наблюдается следующая ситуация.
Государственная пошлина возросла на 92,93%, что в разнице составило 1718801,39 руб. Резко возросли задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, а именно на 1133%, разница между 2012 и 2013 годами составила 1137377,40 руб. Наблюдается также увеличение отрицательного баланса по статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» на 372408,82руб, что 341,1% в динамике.
Большую часть расходов в 2012 г. вКалачинском районе составляет образование - 392 682 643,95руб., а в 2013 г. - 462 939 853,30руб., что в динамике показывает 117,89 %
Наблюдается спад расходов на физическую культуру и спорт с 7329939,46 руб до 6903382,61 руб(94,18 %). А так же резкое падение расходования денежных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства с 4 998 030,00руб до 1 743 169,40руб (34,88 %).
За 2013 год имеется результат: по доходам в сумме 643 795 357,20 рублей, по расходам в сумме 646 323 930,93 рублей, дефицит бюджета в сумме 2 528 573,73 рублей.
За 2013 год имеется результат: по доходам в сумме 566 947 692,96 рублей, по расходам в сумме 566 797 848,71 рублей, профицит бюджета в сумме 149 844,25 рублей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Cайт «Консультант Плюс»http://www.consultant.ru/
Сайт «Омская Губерния» http://www.omskportal.ru/ru/government.html
Закон Омской области от 10.05.2011 N 1346-ОЗ (ред. от 05.07.2012) "О бюджетном процессе в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 21.04.2011 N 84)
Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д.Бюджетная система России: учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.
Александров И.М., Субботина О.В.Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков и К, 2010 г.
Курченко Л.Ф.Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие Издательство: Дашков и К, 2012 г.
Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (ред. от 03.12.2012)
Цымбаленко С.В.Бюджетное право: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г.
Алехин Б.И.Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.
Афанасьев М.П.Основы бюджетной системы: учебное пособие Издательство: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010 г.
Бабич А.М., Павлова Л.Н.Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков и К, 2010 г.