Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов. Таким образом, суммы транспортного налога и налога на имущество уплачиваются в бюджеты субъектов в размере 100%.
Одним из звеньев институциональных реформ в регионе является создание эффективной системы управления региональным налогообложением. Эмпирически сложившиеся в субъектах федерации системы управления региональным налогообложением, по мнению, как исследователей, так и практиков, не в полной мере реализуют фискальные и регулирующие цели. В большинстве случаев не отвечают они и требованиям гибкости, динамичности, оперативности и адаптивности к новым условиям развития субъектов федерации.
В результате оценки "эффективности" налоговой льготы для регионального бюджета, при условии направления прироста располагаемой прибыли на увеличение вложений собственных средств в оборотные активы, установлено, что предоставление этой льготы целесообразно для отраслей, спрос на продукцию которых относительно неэластичен по цене, имеющих незагруженные производственные мощности и небольшую продолжительность производственного цикла.
Для регионов с более высоким уровнем социально-экономического развития свойственна более высокая налоговая нагрузка на предприятия и организации, и более низкая - на физических лиц.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налога выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территории Омской области отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти области.
Транспортный налог установлен Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Дорожное ремонтно-строительное управление № 2 ведет отчет своей истории с 1960 года, когда был создан свердловский отдельный дорожный строительный район. ОДСР передислоцировался на ст. Лузино, где и была создана база ДРСУ № 2. Компания ГП «ДРСУ №2» находится по адресу Омская область, Омский район, с Лузино. Предприятие выполняет работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, объектов производственной базы и дорожного сервиса в соответствии с техническими и экологическими требованиями.
Хотелось бы представить анализ состояния всех тех налоговых платежей, которое совершило ГП «ДРСУ № 2» за период с 2011 года по 2013 год (Таблица 1).
Таблица 1 - Анализ состава, структуры и динамики налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды вГП «ДРСУ № 2» за 2011-2013 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
Темп роста, % |
|||
сумма, тыс. руб. |
% |
сумма, тыс. руб. |
% |
сумма, тыс. руб. |
% |
||
НДФЛ |
1950,00 |
13,37% |
4125,00 |
12,82% |
6048,00 |
15,14% |
310,15% |
Налог на имущество |
490,00 |
3,36% |
463,00 |
1,44% |
730,00 |
1,83% |
148,98% |
Налог на прибыль |
100,00 |
0,69% |
531,00 |
1,65% |
571,00 |
1,43% |
571,00% |
Налог на добавленную стоимость |
5149,00 |
35,31% |
16777,00 |
52,15% |
19786,00 |
49,52% |
384,27% |
Транспортный налог |
43,00 |
0,29% |
213,00 |
0,66% |
231,00 |
0,58% |
537,21% |
Сбор за загрязнение окружающей среды |
17,00 |
0,12% |
1,00 |
0,00% |
18,00 |
0,05% |
105,88% |
ПФ накопительная часть пенсии |
576,00 |
3,95% |
889,00 |
2,76% |
1302,00 |
3,26% |
226,04% |
ПФ страховая часть пенсии |
4889,00 |
33,53% |
6527,00 |
20,29% |
7907,00 |
19,79% |
161,73% |
ТФОМС |
460,00 |
3,15% |
91,00 |
0,28% |
0,00 |
0,00% |
0,00% |
Окончание таблицы 1
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
Темп роста, % |
|||
сумма, тыс. руб. |
% |
сумма, тыс. руб. |
% |
сумма, тыс. руб. |
% |
||
ФФОМС |
449,00 |
3,08% |
1581,00 |
4,91% |
2136,00 |
5,35% |
475,72% |
ФСС |
459,00 |
3,15% |
975,00 |
3,03% |
1224,00 |
3,06% |
266,67% |
Всего |
14582,00 |
100,00% |
32173,00 |
100,00% |
39953,00 |
100,00% |
273,99% |
По данным таблицы можно сделать вывод, что в период 2011-2013 гг., суммы налоговых платежей в бюджет выросли на 173,99 % и составили 39953 тыс. руб. Это произошло за счет роста сумм платежей по налогу на добавленную стоимость на 284,27%, за счет роста сумм платежей по налогу на доходы физических лиц на 210,15% , также за счет увеличения сумм налога на прибыль на 471,00%, транспортного налога на 437,21%, налога на имущество на 48,98%, налога на загрязнение окружающей среды на 5,88%.
В 2013 г. в структуре налоговых платежей наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость, а именно 49,52%. На втором месте НДФЛ – 14,29%, на третьем месте налог на имущество – 1,83%. Остальные налоги занимаю в структуре менее 1,5%.
Налог на имущество организаций, как и транспортный налог, является региональным налогом. Его платят организации, у которых есть основные средства. Налог рассчитывают со среднегодовой стоимости основных средств. Ставку устанавливают региональные власти. При этом она не может превышать 2,2 процента. Раз в квартал плательщики налога на имущество должны сдавать расчет авансовых платежей. Раз в год - декларацию.
ГП «ДРСУ №2» находится по адресу Омская область, Омский район, с Лузино.
ГП « ДРСУ № 2» в обязательном порядке уплачивает транспортный налог.
В ГП «ДРСУ № 2» объектом налогообложения является транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке, а также движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
При определении суммы налога ГП « ДРСУ № 2» самостоятельно определяет налогооблагаемую базу и ставку.
Сроки уплаты и предоставление налоговой декларации не позднее 30 числа месяца следующего за истекшим отчетным периодом и не позднее 30 марта по окончании налогового периода.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В структуре налоговых доходов в бюджете Омской области транспортный налог и налог на имущество занимает около 13%, от общей суммы доходов бюджета.
В период в 2011-2013 гг. сумма налоговых платежей увеличилась на 173,99% и в 2013 году составила 39953 тыс. руб. За счет этого налоговая нагрузка на предприятие снизилась на 21,69 п. п. и в 2013 году составила 12,46%.
Таким образом, «ДРСУ №2» является крупным налогоплательщиком в бюджет города Омска.
Это основывается на том, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по транспортному налогу за 2011 год по итогам налогового периода составила 179205 рублей.
За 2012 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода составила 228865 рубля, что на 49660 рублей больше по сравнению с прошлым годом.
Такое увеличение уплаченного налога в 2012 году вызвано тем, что в этом году были приобретены новые транспортные средства.
По итогам расчета налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы ГП « ДРСУ № 2» можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за налоговый период в 2011 году составила 22794547 рублей.
Сумма авансового платежа составила 389526 рубля и таким образом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода составила 111954 рубля.
За 2012 год среднегодовая стоимость имущества за налоговый период составила 23790279 рублей, сумма авансового платежа составила 351975 рубля, и в конечном итоге сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода составила 171411 рубля, что на 59457 рублей больше по сравнению с прошлым годом, так как ставка налога осталась прежней 2,2 %, а изменилась среднегодовая стоимость имущества. Это означает, что в организации появилось новое имущество.
Кроме того, можно сформулировать предложения, которые касаются оптимизации налогооблагаемой базы по региональному налогу. К ним относятся:
Выбор низконалоговой территории. Если хочется приобрести дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени предприятия, зарегистрированного в регионе.
«Аутсорсинг». Его смысл заключается в передаче имущества с баланса предприятия на баланс другого предприятия или индивидуальному предпринимателю.
Снижение стоимости основных средств с помощью переоценки. Чтобы использовать этот способ, предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп основных средств для переоценки.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 №145-ФЗ ; действующая редакция от 03.02.2014)
Налоговый Кодекс РФ: официальный текст, действующая редакция. –М.: Издательство «Экзамен», 2008г.
Налоговые системы России и зарубежных стран [Электронный источник]. - Режим доступа: (www.site64.narod.ru/buh/buh14.doc)
Приказ МНС РФ от 18.03.2003г. № БГ -3-21/125 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению РФ».
Приказ МНС РФ от 09.04.2003г. № БГ -3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 « Транспортный налог» части второй Налогового Кодекса РФ».
Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 799 С.