Местное самоуправление является важной составляющей демократического государственного строя. Оно осуществляется непосредственно самим населением либо через выбираемые им представительные органы. Очевидно, что для выполнения задач и функций, возложенных на местные исполнительные и представительные органы власти, им необходимы финансовые ресурсы, имущественная и экономическая основа их деятельности[1].
Именно такой финансовой базой муниципальных органов власти являются местные бюджеты. Бюджетные, экономические и имущественные права, закрепленные за данными органами местной власти, позволяют им составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться муниципальными финансами. Формирование и использование местных финансов основываются на следующих важных принципах: гласности, самостоятельности и государственной финансовой поддержки.
Распоряжение местными финансами осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами; конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации; уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджету муниципального образования: «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления»[2].
Стоит понимать, что бюджетная система РФ основана на экономическом соотношении и взаимосвязи ее различных уровней. Местные бюджеты играют особо важную роль в решении социально значимых задач определенного муниципального образования и его жителей. Объективной причиной использования местных бюджетов в качестве экономического инструмента регулирования является реальная возможность за счет централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить и контролировать течение экономических явлений и процессов в регионе, регулировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления[3].
Объектом моего исследования является Омский муниципальный район Омской области.
Омский муниципальный район Омской области (далее – Омский муниципальный район) образован в 1929 году. Территория имеет вытянутую с севера на юг Омской области конфигурацию, центральная часть расположена в долинах рек Иртыш и Омь.
Омский муниципальный район расположен в южной лесостепной зоне, площадь составляет 3,6 тыс. кв.км, или 2,6 % от территории Омской области.
Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Любой бюджет состоит из двух частей доходной и расходной. При анализе доходной части бюджета Омского района было выявлено, что в 2013 году доход бюджета составил 1 416 862,65 тыс. рублей. По сравнению с 2012 годом рост доходов в бюджет составил 14,88 % или 183533,25 тыс. руб. Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Омского района составили 582 336,98 тыс. рублей, с ростом к уровню 2012 года на 34,61 % или 149 734,28 тыс. рублей.
Анализ расходной части показал, что в 2013 год расходы бюджета составили 1 366 724,03 тыс. руб., что на 11,29% или на 138649,16 тыс. руб больше чем в 2012 году.
На основе анализа доходной и расходной статей бюджета построим таблицу 1, и определим дефицит или профицит бюджета на 2011-2-2013 гг.
Таблица 1 – Определение результата исполнения бюджета на 2012-2013 гг.
Наименование дохода бюджета |
2012г |
2013 г. |
Абсолютное изменение, тыс.руб. |
Динамика, % |
тыс. руб |
тыс. руб |
|||
Доходы бюджета |
1 233 329,40 |
1 416 862,65 |
183 533,25 |
114,88 |
Расходы бюджета |
1 228 074,86 |
1 366 724,03 |
138 649,16 |
111,29 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") |
5 254,54 |
50 138,62 |
44 884,09 |
954,20 |
По данным таблицы 1, профицит бюджета увеличился на 854,2% или на 44884,09 тыс. руб. и в 2013 году составил 50138,62 тыс. руб. Это произошло за счет роста доходов бюджета на 14,88% или на 183533,25 тыс. руб., а также увеличения расходов бюджета на 11,29% или на 138649,16 тыс. руб.
Таким образом, за период 2012-2013 года прослеживается тенденция к увеличению профицита бюджета.
Список использованной литературы
1. Фетисов В.Д. Бюджетное устройство Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 367 с
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 9 (в ред. от 22 октября 2014 г.).
3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2006. 486 с.