Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.
Налог на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
Является налоговым агентом Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Максима-Омск".
Общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Максима-Омск». Адрес:644043, Г Омск, ул. Тарская , 14, офис 6.
Целью деятельности общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности ООО«Максима-Омск» является предоставление услуг физическим и юридическим лицам, удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах, производимых Обществом, а также реализация социальных и экономических
интересов персонала Общества и его участников. Основные виды деятельности, осуществляемые Обществом:
-планирование, создание и размещение рекламы в СМИ, на стендах, на транспорте, интернете и т.д.
Проанализируем динамику и удельный вес налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюджета , а именно в доходах всего и налоговых поступлениях , используя официальные данные сайта министерства финансов Российской Федерации за 2011-2013 гг. и сделаем основные выводы по итогам группировки данных. (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика и удельный вес налога на доходы
физических лиц в доходной части консолидированного бюджета
Наим-ние показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отклонение (+,-) 2013 год к 2011 году |
||||
Сумма, млрд.руб. |
Уд. вес ,% |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
|
Всего доходов |
20855,37 |
100,00 |
23435,10 |
100,00 |
24082,39 |
100,00 |
+3227,02 |
- |
Налоговые доходы |
18316,72 |
87,83 |
20666,65 |
88,19 |
21326,27 |
88,56 |
+3009,55 |
+0,73 |
НДФЛ |
1995,81 |
9,57 |
2261,48 |
9,65 |
2499,05 |
10,38 |
+503,24 |
+0,81 |
10,90 |
10,94 |
11,72 |
+0,82 |
Полученные данные табл.1 позволяют отметить следующие основные моменты. В 2011 году доходы консолидированного бюджета РФ всего составили 20855,37 млрд.руб. Налоговые доходы составили - 18316,72 млрд. руб. , НДФЛ - 1995,81 млрд. руб. Соответственно , доля налоговых доходов в структуре доходов - 87,83 % , доля НДФЛ во всех доходах- 9,57 %, в налоговых доходах - 10,90 %.
В 2012 году доходы консолидированного бюджета РФ всего составили 23435,10 млрд. руб. Налоговые доходы составили - 20666,65 млрд. руб. , НДФЛ - 2261,48 млрд. руб. Соответственно , доля налоговых доходов в структуре доходов - 88,19 % , доля НДФЛ во всех доходах- 9,65 %, в налоговых доходах - 10,94 %.
В 2011 году доходы консолидированного бюджета РФ всего составили 24082,39 млрд.руб. Налоговые доходы составили - 21326,27 млрд. руб. , НДФЛ –
2499,05млрд. руб. Соответственно , доля налоговых доходов в структуре доходов - 88,56 % , доля НДФЛ в о всех доходах- 10,38 %, в налоговых доходах - 11,72 %.
Исходя из вышесказанного изменение в абсолютной сумме за период с 2011 - 2013 год составило по всей суме доходов в консолидированном бюджете - 32227,02 млрд. руб. Налоговые доходы выросли на 3009,55 млрд. руб., НДФЛ - 503,24 млрд. руб.
Изменение в структуре составило - по налоговым доходам - +0,73 %., по НДФЛ в общем объеме доходов - (+0,81 %), по НДФЛ в общем объеме налоговых доходов - (+0,82).
Рост налога на доходы физических лиц за два анализируемых года объясняется улучшением администрирования налоговой системы по всем налогам , и в частности изучаемого налога. Данное обстоятельство выражается в совершенствовании налогового законодательства, повышения эффективности различных налоговых мероприятий и иные.
В завершении анализа налога на доходы физических лиц можно сказать , что НДФЛ хоть и является одним из самых простых и собираемых налогов в Российской Федерации, однако его поступления в налоговых доходах составляют всего 12 % в 2013 году.
Компания ООО Рекламное Агентство «Максима-Омск» зарегистрирована в ЕГРЮЛ 16.01.2003 г. Государственная регистрация осуществлена: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Центральному административному округу г. Омска.
Исчисленный налог — сумма доходов минус сумма вычетов и все это умноженное на ставку НДФЛ (обычно 13%).
Удержанный налог — сумма налога, который работодатель удержал из зарплаты сотрудника как налоговый агент.
Перечисленный налог — сумма налога, который работодатель, исполняя обязанность налогового агента, перечислил в бюджет.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является самым универсальным налогом, его уплачивают практически все физические лица, получающие доходы. Когда удержания из выплат сотрудникам складываются в немалую величину, считаем необходимым оптимизировать налог с доходов физических лиц. Значение оптимизации налога для организации заключается не только в признательности сотрудников, а так же в возможности экономии сумм заработной платы, что значительно влияет на финансовое состояние предприятия.
Специалисты в сфере налогов и сборов [2,3] выделяют следующие способы оптимизации НДФЛ при выплате доходов физическим лицам:
официальный;
страховой;
компенсационный;
электронный;
договорный;
вспомогательный;
зарплатный.
По их мнению, оптимальными являются только первые шесть способов, так как они просты в применении, не противоречат законодательству РФ и не приводят к уменьшению экономической эффективности деятельности организации.
Оптимизация налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в ООО РА "Максима-Омск" заключается в проведении мероприятий по уменьшению налоговых платежей в бюджет на основании действующих положений налогового законодательства, применяя положения статей , в которых находят свое отражение налоговые льготы, вычеты, необлагаемые суммы доходов и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Конституция РФ.
2)Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2010г. - М: Эксмо, 2010 - 800с. - (Российское законодательство).
3)Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10 2000 N 94н.