АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЛАКСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЛАКСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Терентьева А.А. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил реформирование государственных финансов Российской Федерации, в том числе и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования, отрабатывается законодательный механизм перераспределения обязанностей и ответственности между разными уровнями власти.

В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетной системе страны в последнее время, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации в одном федеральном органе исполнительной власти. Задача такого органа – обеспечить упорядочение денежных потоков ресурсов из федерального бюджета и оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия эффективных управленческих решений.

Бюджеты территориальных формирований играют важную роль в социально-экономической жизни России, они являются финансовой основой местного самоуправления, без чего нельзя значительно действовать любое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов исполняется финансирование обширного диапазона государственных расходов, тем самым, местные бюджеты проявляют содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом обычно понимают централизованный денежный фонд, сформированный для обеспечения функций и задач должных органов власти (государственной, местной). Эта толкование обнаруживает содержание бюджета как социально-экономического явления, представляет его значение в общем воспроизводстве, основывает понимание бюджета как источника денежных средств, находившихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и нужных им для осуществления своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Государственный бюджет, являясь главным финансовым планом государства, приносит органам власти настоящую экономическую возможность реализации властных полномочий. Бюджет закрепляет конкретные установки траты средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что разрешает ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. При поддержки бюджета исполняется перераспределение национального дохода, снабжающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет прибывает непременным обстоятельством функционирования любого государства, которому нужны денежные ресурсы для выполнения своих функций.

Проанализируем организацию бюджетного процесса в Черлакском районе Омской Области. Черлакский муниципальный район – многонациональный район, образован в 1928 году и расположен в южной зоне Омской области, на юге граничит с Казахстаном, на востоке – с Новосибирской областью.

Его территория составляет 4,3 тыс. кв.км (3 процента от территории Омской области). Плотность населения составляет 7 человек на 1 кв.км (8 место среди муниципальных районов Омской области). Количество городов областного подчинения – нет, поселков городского типа – 1, сельских населенных пунктов – 40.

Расстояние до областного центра – 142 км. Виды транспортного сообщения: автотранспортное сообщение. Обеспеченность территориальными дорогами с твердым покрытием – 100 процентов, устойчивая связь с областным центром.

Основными производителями промышленной продукции являются сельскохозяйственные предприятия.

Наибольший удельный вес в объеме промышленного производства занимает пищевая промышленность и производство тепловой энергии. Наиболее крупными производителями промышленной продукции являются общества с ограниченной ответственностью "Черлакский мясокомбинат", индивидуальный предприниматель Сурнин Евгений Сергеевич, МУП "Теплокоммунэнерго", которые производят 90 процентов всей промышленной продукции.

Район является сельскохозяйственным районом и специализируется на производстве зерна. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции растениеводство составляет 48,9 процента, животноводство – 51,1 процента. На его территории работает 44 сельскохозяйственных предприятия и 130 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В Черлакском муниципальном районе на очереди на улучшение жилищных условий стоит 565 человек. На участие в программах по государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подано 48 заявлений. Сдано в эксплуатацию в 2008 году – 20 домов общей площадью 1 932 кв.м, в 2009 году – 16 домов общей площадью 1 786 кв.м, в 2010 году – 23 дома общей площадью 1 439 кв.м.

Анализ доходов и расходов Черлакского района за 2013г.

Наименование показателя

Исполнено, тыс. руб.

Отклонение,руб. (+;-)

Темп роста,%

доходы

расходы

Отношение доходов к расходам

40588 317

27234 857

+13 353 460

149,03

Коэффициент соотношения собственных бюджетных доходов и переданных другим уровнем бюджетной системы:

Ксоб и перед = собственные доходы / доходы переданные другим уровнем бюджетной системы

Ксоб и перед =40 588 317 / 329 139 = 123,32

Коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п. = собственные доходы / общая сумма бюджетных доходов

Кб.п. = 22 918 329 / 40 588 317 = 4,99

Коэффициент бюджетной задолженности:

Кб.з. = бюджетная задолженность / расходы бюджета

Кб.з. = 205 972 / 27 234 857 = 0,0076

Степень финансовой устойчивости = 40 588 317 > 27 234 857, то есть Доходы > Расходов, тем самым можно сделать вывод, что бюджетная система Черлакского района за 2013г. имеет абсолютно устойчивое положение.

Если органы власти предусмотрели бы, о том что местные власти могут давать приказ коммунальной собственностью в пределах своей компетенции, фактически же разделение коммунальной собственности укрепило достаточно крупное число земли под правление различных органов областной или центральной власти. Это ограничило полномочия местных органов власти в приватизации земли и сооружений.

Нужно еще расширить перечень местных налогов и сборов. При этом нужно определить два предела каждого налога – минимальную и максимальную, чтобы дать возможность местным администрации дифференцировать некоторые ставки налогов. В связи с этим обладает смысл назначить непременные перечни налогов, которые обязаны быть введены на каждой территории. Вместе с тем, нужно расширить полномочия местных администрации по введению этих налогов. Следует дать им право введения на своей территории налогов, не предусмотренных Декретом о местных налогах и сборах.

Доходы бюджета Черлакского района представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается рост доходов.

Наиболее значимым вопросом для укрепления финансовой базы местного самоуправления и прежде всего прибыльной части местных бюджетов является четкое разграничение доходов и расходов между местными и государственным бюджетом РФ.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ред. от 03.12.2014)

  2. Александров И.М., Субботина. О.В. Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков И.К, 2010 г.

  3. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учебное пособие Издательство: Издательский дом Государственного университета- Высшей школы экономики, 2011 г.

  4. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в РФ: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Просмотров работы: 1135