Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Это федеральный налог с дифференцированными пропорциональными ставками в зависимости от вида дохода. В настоящий момент порядок расчета, взимания и уплаты налога на доходы физических лиц регламентируется гл. 23 НК РФ [1, с.235].
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Необходимо также отметить, что НДФЛ является универсальным инструментом государства в области проведения государственной налоговой политики. Правительством Российской Федерации, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в налоговой системе Российской Федерации, совершенствуется методика исчисления, удержания и взимания налога. Важнейшими принципами установления и взимания НДФЛ в России являются: законность, плановость, равенство, недискриминация и др.
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Канцелярские товары» выступает в роли налогового агента по НДФЛ.
ООО Торговый дом «Канцелярские товары» - современное российское предприятие. Сеть магазинов «Канцелярские товары» имеет 7 филиалов в г. Омск. Почтовый адрес. Омск-24, а/я 9401.Юридический адрес. 644024, Россия, Омск, ул.Куйбышева, 132.
Основные направления деятельности Торгового дома «Канцелярские товары»:
- оптовая торговля.
- комплексное обслуживание организаций.
- розничная торговля.
- изготовление сувенирной продукции.
Доля НДФЛ в формировании доходной части консолидированного бюджета следующая :
Таблица 1 - Динамика и удельный вес налога на доходы
физических лиц в доходной части консолидированного бюджета
Наим-ние показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отклонение (+,-) 2013 год к 2011 году |
||||
Сумма, млрд.руб. |
Уд. вес ,% |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
|
Всего доходов |
7644,20 |
100,00 |
8064,50 |
100,00 |
8164,70 |
100,00 |
+520,50 |
- |
Налоговые доходы |
5224,40 |
68,34 |
5779,60 |
71,67 |
5944,70 |
72,81 |
+720,30 |
+4,47 |
НДФЛ |
1995,80 |
26,11 |
2261,50 |
28,04 |
2499,10 |
30,61 |
+503,30 |
+4,50 |
38,20 |
39,13 |
42,04 |
+3,84 |
Проанализировав динамику и удельный вес налога на доходы физических лиц в формировании доходной части консолидированного бюджета , используя официальные данные сайта министерства финансов Российской Федерации (таблица 1),можно сделать следующие основные выводы. Доходная часть консолидированного бюджета за период с 2011 по 2013 год вырос на 520,50 тыс. руб. , в том числе налоговые доходы выросли на 720,30 тыс. руб. В 2013 году в структуре общего объема доходов , налоговые доходы заняли 72,81 % , то есть на 4,47 % больше чем в 2011 году. Налог на доходы физических лиц в абсолютной величине составлял в 2011 году - 1995,80 млрд. руб., в 2012 году - 2261,50 млрд. руб., в 2013 году - 2449,10 млрд. руб. Изменение за период с 2011 по 2013 год составило + 503,30 млрд. руб., следовательно поступления в консолидированный бюджет по налогу на доходы физических лиц выросли на 503,30 млрд. руб. Анализируя структуру налога можно сказать, что в 2011 году доля налога в общей сумме доходов - 26,11 %, в налоговых доходах была 38,20 %, а в 2013 году - в общей сумме доходов - 30,61 %, в налоговых доходах - 42,04.
Подведя итог вышесказанному , доля изучаемого налогов в общей сумме доходов консолидированного бюджета и в общей сумме налоговых доходов возрастает из года в год. Данный факт можно объяснить совершенствованием налогового администрирования контролирующих органов по взиманию налогов , повышение эффективности налоговых отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Предприятие ООО Торговый дом «Канцелярские товары» не является налогоплательщиком НДФЛ, оно лишь выступает в роли налогового агента. Налогоплательщиком является сам работник. Предприятие удерживает налог НДФЛ за каждого сотрудника и перечисляет его в бюджет, исполняя тем самым обязанности налогового агента по НДФЛ и одновременно исполняя обязанности налогоплательщика (своего работника) по уплате налога. Другими словами, предприятие является посредником между сотрудником и Налоговой в части уплаты НДФЛ. Отсюда вывод — налог платится не из «кармана» предприятия, а из «кармана» сотрудника.
Исчисленный налог — сумма доходов минус сумма вычетов и все это умноженное на ставку НДФЛ (обычно 13%).
Удержанный налог — сумма налога, который работодатель удержал из зарплаты сотрудника как налоговый агент.
Перечисленный налог — сумма налога, который работодатель, исполняя обязанность налогового агента, перечислил в бюджет.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является самым универсальным налогом, его уплачивают практически все физические лица, получающие доходы. Когда удержания из выплат сотрудникам складываются в немалую величину, считаем необходимым оптимизировать налог с доходов физических лиц. Значение оптимизации налога для организации заключается не только в признательности сотрудников, а так же в возможности экономии сумм заработной платы, что значительно влияет на финансовое состояние предприятия.
Специалисты в сфере налогов и сборов [2,3] выделяют следующие способы оптимизации НДФЛ при выплате доходов физическим лицам:
официальный;
страховой;
компенсационный;
электронный;
договорный;
вспомогательный;
зарплатный.
По их мнению, оптимальными являются только первые шесть способов, так как они просты в применении, не противоречат законодательству РФ и не приводят к уменьшению экономической эффективности деятельности организации.
Оптимизация налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в ООО Торговый дом «Канцелярские товары» заключается в проведении мероприятий по уменьшению налоговых платежей в бюджет на основании действующих положений налогового законодательства, применяя положения статей, в которых находят свое отражение налоговые льготы, вычеты, необлагаемые суммы доходов и т.д.
Список использованной литературы:
1.Налоговый кодекс РФ часть II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.11.2014, с изм. от 5.12.2014)
2.Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии. Вершина, М. 2011. – 240 с.
3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. И перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2012. – 544 с.
4.Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение. - М.: ЮНИТИ, 2012, - 364 с.