Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ - часть финансовой системы России.
В юридической и экономической литературе понятие "бюджет" рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Как правовая категория бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов. По всему материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств. Статьей 6 БК РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Под бюджетным процессом на местном уровне понимается деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению проекта местного бюджета, его исполнению, а также контролю за исполнением и утверждению отчета об исполнении.
Бюджетное законодательство определило круг участников бюджетного процесса, которыми могут являться представительные и исполнительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, финансовые органы и органы финансового контроля. Необходимо отметить, что сход граждан также является субъектом бюджетного процесса, в силу того, что осуществляет все исключительные права представительного органа муниципального образования.
Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Большеречеснкого муниципальном районе Омской области, Уставом Большеречеснкого муниципального района, Советом Большеречеснкого муниципального района был утвержден отчет об исполнении бюджета Большеречеснкого муниципального района за 2013 год:
- по доходам в сумме в 343061,45 тыс. руб;
- по расходам в сумме 631197,94 тыс. руб.
Основные доходы муниципального района получает за счет налога на доходы физических лиц. Доходы от налога на доходы физических лиц в 2013г. составляли 267001,21 тыс.руб., что на 12,59% больше, чем в 2012г. Налога на доходы физических лиц исполнен на 88,82%.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2013г. был исполнен не полностью, а лишь на 94,9%.
Единый сельскохозяйственный налог в 2013г. по сравнению с 2012г. уменьшился 13,03 % и был исполнен в 2013г. сверх утвержденного районного бюджета на 15%.
Исполнение по госпошлинеза 2013 год составило 89,39 % (план 2599,09тыс. рублей, факт 2323,2 тыс. рублей).
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежамисполнена на 100 % (план 7,2 тыс. рублей, факт 7,2 тыс. рублей).Поступили средства за 2013 год в размере 7,2 тыс. рублей, что на 3,2 тыс. рублей больше поступлений 2012года.
Доходы от использования имущества. Исполнение за 2013 год составило 97,87 % (план 13440,8 тыс. рублей, факт 13153,98 тыс. рублей), а в 2012г. были равны 100%.
Платежи при пользовании природными ресурсами в 2013г. были исполнены свыше утверждено районного бюджета на 7,1% ( утверждено в 2013г. 1461,18 тыс.руб. исполнено 1564,66 тыс.руб.).
Исполнение по разделу «доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» по итогам 2013 года было свыше утвержденного бюджета на 26,75%.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов были исполнены на 100% (утверждено в 2013г. 20874,6 тыс.руб. исполнено 20874,6 тыс.руб.).
Исполнение по разделу «штрафы, санкции» в 2013г. было на 40% меньше, чем было утверждено в бюджете.
В общем итоге утвержденный районный бюджет по всем разделам в 2013 году был исполнен на 110,04%.
Рассмотрим структуру расходов Большереченского муниципального района Омской области за 2012-2013 г.г.
Исполнение по разделу «Общегосударственные вопросы» по итогам 2013 года были меньше утвержденного бюджета на 37,23%.
Утвержденные расходы по национальной безопасности и правоохранительной деятельности были исполнены на 142,7% (утверждено в 2013г. 1105,15 тыс.руб., исполнено 774,48 тыс.руб.).
Расходы по национальной экономике были исполнены практически в два раза больше, чем было утверждено в районном бюджете.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы были исполнены на 69,84% свыше, чем было утверждено.
В целом по отрасли «Образование» расходы составили 224999,24 тыс.руб, что составило 69,23 % от утвержденного бюджета.
Расходы по культуре и кинематографии в 2013г. были утверждены равными 42130,23 тыс.руб. и были исполнены на 141,92 % ( утверждено 42130,23 тыс.руб. исполнено 29685,14 тыс.руб.).
Расходы на физическую культуру и спорт направленные на проведение спортивных мероприятий были утверждены в сумме 5868,73 тыс.руб. и были исполнены на 136,68 %.
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга были утверждены в сумме равной 733,2 тыс.руб. и исполнены на 135,13 %.
В общем итоге расходы были утверждены на 631197,94 тыс.руб. и были исполнены лишь на 50,35%.
В последнее время большое внимание уделяется проблеме бюджетных процессов, происходящих в России. Несмотря на принятие Бюджетного Кодекса в июле 1999 года, данная сфера находится в стадии формирования и претерпевает серьезные законодательные преобразования, как в области формирования доходов, так и в расходной части. И от того, как бюджетная система будет выстроена на региональном уровне, в значительной степени зависит, как она будет действовать в целом.
Представленная работа позволяет сделать вывод о важности бюджетов субъектов РФ. Бюджет - это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ, местных органов власти РФ и регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом обычно понимают централизованный денежный фонд, сформированный для обеспечения функций и задач должных органов власти (государственной, местной). Эта толкование обнаруживает содержание бюджета как социально-экономического явления, представляет его значение в общем воспроизводстве, основывает понимание бюджета как источника денежных средств, находившихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и нужных им для осуществления своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Подведя итоги по проведенному анализу доходов и расходов Большереченского муниципального района очевидно, что налоги приносят наибольший доход в бюджет.
В соответствии со ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.