АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ НАЗЫВАЕВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ НАЗЫВАЕВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Коптева А.В. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государство в результате функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах жизни общества. Совместность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством функций представляет собой финансовую политику государства.

Устройство руководством местными бюджетами в РФ совсем недостаточно отработан, характеризован значительными изъянами в течении разработки, определение состава и структуры местных бюджетов, что делает анализ этого проблемы актуальным и предопределяет необходимость более детально изучить и провести исследование предоставленной проблемы.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Бюджеты территориальных формирований играют главную роль в социально-экономической жизни нашей страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без чего нельзя значительно действовать любое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов исполняется финансирование обширного диапазона государственных расходов, тем самым, местные бюджеты проявляют содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что бюджет и бюджетный процесс необходим в постоянном контроле, анализе и совершенствовании.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный год устанавливается 12 месяцев (с 1января по 31 декабря).

Бюджетный процесс осуществляется в четыре стадии:

  1. Составление проектов бюджетов;

  2. Рассмотрение и утверждение бюджетов;

  3. Исполнение бюджетов;

  4. Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Каждый орган власти на каждой стадии бюджетного процесса имеет свои бюджетные полномочия.

Одной из гарантий реализации задач и целей бюджетного процесса является соблюдение требований, подчиняющих бюджетный процесс как особый вид деятельности уполномоченных органов. Эти требования следует обозначить в качестве "принципов бюджетного процесса". Под принципами бюджетного процесса понимают основные требования, предъявляемые к исполнению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:

— классификация доходов бюджетов РФ;

— функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

— экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.

Далее рассмотрим анализ бюджетного процесса на примере Называевского района.

Называевский муниципальный район - это административно-территориальная единица, которая располагается на западе Омской области, общей площадью 5900 кв. км. 1924 г. - это год когда данный район был основан. Центр Называевского района это город Называевск. Численность населения на 2014 г. составила 22328 человек.

Анализ структуры доходов бюджета Называевского района за 2012-2013гг. показал, что разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 11032452,05 руб. (110,77%), государственная пошлина возросла в 2 раза, разница составила 757379,42 руб. (209,52%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – разница 328066,69 руб. (162,60%) , штрафы, санкции, возмещение ущерба 361818,26 руб. (130,92%), прочие неналоговые доходы 12152,5 руб. (158,26%) и т. д., а вот отрицательная разница составила по следующим показателям: налоги на совокупный доход 262646,75 руб. (96,47%), задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 6015,92 руб. (96,32%).

Анализ структуры расходов бюджета показал, что большую часть расходов в 2012 г. в Называевском районе составляет образование - 273449275,01 руб., а в 2013 г. - 327584888,01 руб., где разница составила 54135613 руб., что в динамике показывает 119,80%

Разница культуры и кинематографии в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составила 4738590,50 руб., в динамике 111,75%

Разница увеличения общегосударственных вопросов показывает 6830944,51 руб. (118,04%), социальная политика – 1367648,21 руб. (105,70%), а также межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, положительная разница которых составила 9803590,43 руб., что в динамике 134,61%

Отрицательная разница составила по таким показателям как: национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 1479165,60 руб. (11,27%), национальная экономика 8748486,93 руб. (49,68%), жилищно-коммунальное хозяйство 10878578,67 руб. (38,93%), физическая культура и спорт 634850,97руб. (70.55%).

В соответствии с Положением «О бюджетном процессе в Называевском муниципальном районе», утвержденным Решением Совета Называевского муниципального района от 26.04.2012г. №149 и от 28.08.2013г. № 229, рассмотрев представленный отчет об исполнении бюджета муниципального района (далее – районный бюджет) за 2012 г и 2013 г. соответственно, Совет Называевского муниципального района решил:

Принять бюджет муниципального образования Называевского района (далее – бюджет города) на 2012 год со следующими характеристиками:

По доходам в сумме 450061934,52 рублей и расходам в сумме 442962344,95 рублей. Профицит районного бюджета 7099589,57 рублей.

Утвердить отчет об исполнении районного бюджета за 2013г. по доходам в сумме 488897325,82 рублей и расходам в сумме 498097649,43 рублей. Дефицит районного бюджета 9200323,61 рублей.

Именно бюджетный процесс оказывает значительное влияние на финансовую стабильность, так как с помощью бюджета происходит аккумулирование и расходование государственных ресурсов. Это дает возможность политическим органам власти возможность воздействовать на экономику, финансировать ее реструктуризацию, оптимизацию, стимулирование приоритетные сферы, поддерживать социально незащищенное население.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков и К, 2010 г.

  2. Иванова Н. Г. Бюджетная система РФ: СПбГУЭФ – 2010, 103 с.

  3. Цымбаленко С.В. Бюджетное право: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г.

Просмотров работы: 1500