АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МАРЬЯНОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МАРЬЯНОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Эрлих Ю.С. 1
1ФГБОУ ВПО «ОмГАУ им. П.А.Столыпина» Омск, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Самостоятельной частью бюджетной системы страны являются бюджеты субъектов РФ. В то время как федеральные органы власти финансируют свою деятельность в значительной степени за счет подходных налогов, налогов на прибыль корпораций, налогов на заработную плату, региональные органы в основном получают средства за счет налогов на доход хозяйствующих субъектов и физических лиц, налогов с продаж и поимущественных, местных налогов. Основными видами расходов выступают затраты на: управление, образование, инвестирование промышленности, социально- культурные мероприятия, здравоохранение, финансирование сельского хозяйства.

Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным.

В силу большого дефицита местных бюджетов федеральное правительство, а также правительство субъектов РФ перераспределяет часть своих поступлений в местные органы власти.

Бюджеты территориальных формирований играют значимую роль в социально-экономической жизни РФ, являются финансовой основой местного самоуправления, без них не может широко действовать любое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов выполняется финансирование большого диапазона государственных расходов, что способствует удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

В данной статье рассматривается бюджет Марьяновского района. Год образования района - 1935 г. Марьяновский район - многонациональный район. Он расположен в центральной части омской области. Площадь муниципального района составляет – 1,6 тыс. кв. км, или 1,2 % от территории Омской области. Основными природными ресурсами Марьяновского района являются:

- глины (суглинки) – кирпичное сырье (известно 4 месторождения кирпичных суглинков), суммарные запасы 7627 тыс. куб. м глинистого материала, что является достаточным для развития местной строительной промышленности на ближайшие 5-10 лет. Необходимость в увеличении запасов кирпичного сырья в районе отсутствует;

- подземные воды хозяйственно-питьевого назначения. 78 скважин и колодцев эксплуатируются более 10 хозяйствующими субъектами, суммарный годовой отбор воды – 0,742 тыс. куб. м.

На территории Марьяновского района проходит асфальтная магистраль республиканского значения Омск-Челябинск и железнодорожная магистраль. Протяженность железнодорожных путей- 45 км, автомобильных дорог-455 км. Дорог с твердым покрытием 341 км.

Население района на 01.01.2011 г. составляет 27,5 тыс. человек, плотность населения –16,6 чел./кв.км. За три года население района увеличилось на 0,2 тыс. человек.

Общий коэффициент рождаемости за 11 мес. 2011г составил 15,1 промилле, что на 9 процентов ниже уровня 2010г -16,6 промилле. Общий коэффициент смертности за 11 мес. 2011г составил 13,8 промилле, что на 4,2 процента ниже уровня 2010г – 14,4 промилле.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Любой бюджет состоит из двух частей доходной и расходной. При анализе доходной части бюджета Марьяновского района было выявлено, что консолидированный бюджет в 2013 году составил 150млн. 885 тыс. рублей. По сравнению с 2012 годом рост доходов в бюджет составил 13,4 % Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Марьяновского района составил 128 млн. 972 тыс. рублей, с ростом к уровню 2012 года на 18,1 % или 26 млн. 524 тыс. рублей.

Анализ расходной части показал, что расходная часть бюджета Марьяновского муниципального образования за 2013 год в целом выполнена на 99,9 %, при плане расходов 654281,66 тыс. рублей исполнение составило 653661,85 тыс. рублей. В 2013 году в бюджете Марьяновского муниципального района произошло увеличение расходов по сравнению с 2012 годом на 12860,12 тыс. рублей.

В структуре доходной части бюджета за 2013 г. наибольший удельный вес имеют безвозмездные поступления, а именно – 75,00%. Удельный вес налогов и неналоговых доходов в 2013 г. составил 25,00%. Таким образом, доходная часть бюджета финансируется в основном за счет безвозмездных поступлений. В целом доходы района увеличились за период 2012-2013 гг. на 13,14% или на 18481,6 тыс.руб. далее посмотрим за счет каких статей бюджета увеличились доходы бюджета

В структуре расходной части бюджета наибольший удельный вес имеют расходы на образование – 36,2%. Остальные статьи расходной части бюджета занимают менее 10% удельного веса. Несмотря на общее увеличение расходов, произошло сокращение расходов по статье Национальная экономика на 7875,51 тыс. рублей за счет завершения строительства подъездных дорог до населенных пунктов в рамках участия в федеральной целевой программе.

На основе анализа доходной и расходной статей бюджета построим таблицу и определим дефицит или профицит бюджета на 2012-2013 гг.

Таблица – Определение результата исполнения бюджета на 2012-2013 гг.

Наименование дохода бюджета

2012г

2013 г.

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Динамика, %

тыс. руб.

тыс. руб.

Доходы бюджета

150885,44

130824,33

20061,11

114,93

Расходы бюджета

520619,87

464424,77

56195,1

141,49

Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")

369734,43

-333600,44

-3613,4

-

По данным таблицы за период 2012-2013 гг. видно, что в 2012 г. наблюдался профицит бюджета в размере 369734,43 тыс.руб., в 2013 г. ситуация изменилась и образовался дефицит бюджета в размере 333600,44 тыс.руб.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Территориальные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только образование, культура, физическая культура и спорт, строительство и содержание дорог, но и мероприятия по предупреждению и профилактике чрезвычайных ситуаций, охране окружающей среды, мероприятиям по межеванию земель и градостроительству, мероприятия по программам в области энергосбережения.

Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться в их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов, отследить процесс накопления и распределения денежных средств, для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов. От грамотного планирования и исполнения бюджета зависит развитие территории муниципального образования и качество жизни населения.

Можно сделать вывод, что бюджетный процесс в Марьяновском муниципальном районе соответствует всем требованиям БК РФ. Приоритеты бюджетного процесса в Марьяновском муниципальном районе соответствуют подходам, которые реализовывались на протяжении последних лет, а именно:

  • обеспечение финансовой устойчивости районного бюджета;

  • стимулирование наращивания налогового потенциала Марьяновского муниципального района Омской области;

  • реализация приоритетных направлений социально-экономическогоразвития Марьяновского муниципального района Омской области;

  • повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг Марьяновского муниципального района Омской области;

  • реализация проектов, направленных на развитие территорий;

Основные мероприятия, финансируемые за счет средств районного

бюджета, являются долгосрочными и комплексными, открывающими новые возможности для жителей района.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 9 (в ред. от 22 октября 2014 г.).

  2. Закон Омской области от 10 мая 2011 года № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 21 апреля 2011 г. № 84).

  3. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Пенза: - Пенза: Изд-во ПГУ,2010.

Просмотров работы: 1155