АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ОДЕССКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ОДЕССКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Тышко Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной экономики все более возрастает роль правильной организации и исполнения бюджетного процесса. С помощью бюджета в руках правительственных структур аккумулируются все доходы страны. Именно через бюджетный процесс государственные органы власти могут регулировать распределения средств между важными, приоритетными секторами государства: поддержание экономически незащищенного населения, стимулирование основополагающих и нуждающихся секторов экономики, развитие необходимых инноваций, помощь населению, находящемуся за чертой бедности.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органовместного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением,осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Так же у бюджетного процесса можно выделить определенные принципы:

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:

1) общеправовые принципы бюджетного процесса;

2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом;

3) принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений.

Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.

Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, наиболее тесно связанных с деятельностью уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, следует отметить: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; сбалансированность бюджета; полноту отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования бюджетов; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; достоверность бюджета; единство кассы.

К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической сферы функционирования бюджетных правоотношений, относятся, на наш взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан

При правильной организации бюджетного процесса возможно достижение таких целей как финансовая стабильность государства, экономический рост и процветание, необходимая перестройка экономики, стимулирование необходимых для страны секторов промышленности и науки, привлечение дополнительных инвестиций в производство и технологическое оснащение.

Делая вывод из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости постоянного контроля, совершенствования, оптимизации, регулирования бюджетного процесса.

Для анализа рассмотрим отчеты об исполнении бюджета Одесского муниципального района за 2012 и 2013 годы.

Рассмотрев структуру доходов, можно сделать следующие выводы:

- бюджет за 2013 год исполнен на 100%;

- в целом доходы района уменьшились за период 2012-2013 гг. на 2% или на 672689 тыс.руб. далее посмотрим за счет каких статей бюджета уменьшились доходы бюджета;

- налог на доходы физических лиц исполнение дохода по данной статье за 2013 г. составило 100%, за период анализа налог увеличился 5,5%;

- снижение госпошлины составило 9% по сравнению с 2012 годом;

- исполнение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам 2013 года составило 100 процентов. Исполнение данного дохода от общего объема налоговых и неналоговых доходов составило 6,7 процента.

Снижение поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам 2013 года составило 6,7 % или 431031 тыс.руб. Причиной является рост недоимки.

- исполнение единого сельскохозяйственного налога за 2013 год составило 100,0 процентов. По сравнению с 2012 годом поступило налога на 21 процента или на 458034 тыс. рублей больше.

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам исполнена на 100%. За 2013 год средства не поступали.

- доходы от использования имущества. Исполнение за 2013 год составило 113 процентов. Исполнение данного дохода от общего объема налоговых и неналоговых доходов составило 1,1 процента.

Всего поступило средств по разделу "Доходы от использования имущества" на 01.01.2014 года по сравнению с предыдущим периодом на 13 процентов или 1246156 тыс. рублей больше.

- платежи при пользовании природными ресурсами по итогам 2013года исполнены на 100 процентов. Поступили средства за 2013 год на 15 процентов или 21456 тыс. рублей меньше предыдущего периода.

- исполнение по разделу "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" по итогам 2013 года составило 100 процентов.

За 2013 год поступили средства в 30 раз или на 1147862 тыс. рублей меньше предыдущего периода.

- штрафы, санкции, возмещение ущерба исполнены за 2013 год на 100 процентов. Исполнение данного дохода от общего объема налоговых и неналоговых доходов составило 0,008 процента. Поступили средства по итогам 2013 года на 17 процентов или 230265 тыс. рублей меньше предыдущего периода.

Так же рассмотрим структуру расходов. В 2013 году в бюджете Одесского муниципального района произошло увеличение расходов по сравнению с 2012 годом на 53779289,08 тыс. рублей, а именно:

-жилищно-коммунальное хозяйство на 25664990,27 тыс.рублей;

-национальная оборона на 44856 тыс.рублей;

- общегосударственные расходы на 1364211,74 тыс. рублей связано с увеличением минимальной ставки специалист с 01.10.2013 года по муниципальным служащим до 3750 рублей и повышение заработной платы работников муниципальных учреждений хозяйственных центров по обслуживанию органов местного самоуправления;

- образование на 26849623,37 тыс. рублей за счет повышения заработной платы работникам отрасли "Образование" согласно Указа Президента 597 от 07.05.2012 года "О мерах по реализации государственной социальной политики";

- культура, кинематография на 8332101,21 тыс. рублей за счет повышения заработной платы работникам отрасли "Культура" согласно Указа Президента 597 от 07.05.2012 года "О мерах по реализации государственной социальной политики";

- физическая культура и спорт на 831637,88 тыс. рублей на проведение спортивных мероприятий;

- по таким статьям как: национальная экономика, национальная безопасность, социальная политика также произошел рост расходов муниципального района.

Несмотря на общее увеличение расходов, произошло сокращение расходов по статье Национальная экономика на 6019052,43тыс. рублей за счет завершения строительства подъездных дорог до населенных пунктов в рамках участия в федеральной целевой программе.

Процент исполнения по основным статьям расходов бюджета за 2013 год составляет 80%, за исключение исполнения по статье Национальная экономика расходы были не исполнены на 13%.

Бюджет и бюджетный процесс, как отдельного субъекта федерации, так и государства в целом, является неотъемлемым инструментом регулирования различных сфер страны. Именно с помощью бюджета происходит аккумулирование и распределение денежных средств, потоков, которые направляются на необходимые нужды. Полный и постоянный контроль за составлением, исполнением бюджета, протеканием бюджетного процесса, сопоставление плановых и отчетных показателей, подробное анализирование результатов бюджетного процесса помогает выявить недостатки функционирования данной сферы и позволяет реструктурировать бюджетный процесс так, чтобы достичь максимальной результативности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Cайт «Консультант Плюс»http://www.consultant.ru/

  2. Сайт «Омская Губерния» http://www.omskportal.ru/ru/government.html

  3. Закон Омской области от 10.05.2011 N 1346-ОЗ (ред. от 05.07.2012) "О бюджетном процессе в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 21.04.2011 N 84)

  4. Николаева Т.П. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.

Просмотров работы: 1008