ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ДОЛИ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ В СУММАРНОМ ОБЪЕМЕ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА КАМЧАТСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ДОЛИ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ В СУММАРНОМ ОБЪЕМЕ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Куприянов Б.Е. 1, Шумик Е.Г. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета является одним из важнейших макроэкономических показателей. Объемы собственных доходов регионов принимаются в расчет при определении размеров дотаций в бюджеты субъектов РФ. Показатель отражает динамику развития региона, позволяет проанализировать темпы экономического развития региона, на его основании наглядно отображается уровень жизни людей в субъекте федерации.[1]

Целью исследования было стремление отразить долю собственных доходов в консолидированном бюджете Камчатского края и долю НДФЛ в собственных доходах в 2013 году.

Данный показатель имеет очень важное значение для субъекта федерации. Наличие достаточной величины собственных средств позволяет региону создавать дополнительные условия для территориального развития.

Камчатский край начиная с 2009 г. занимает последнее место среди регионов Дальнего Востока, в 2013 году ситуация не изменилась. Доля собственных средств в общем объеме бюджета в анализируемом периоде составляет около 40% (в 2013 году – около 35%), при среднем значении показателя в ДВФО около 60% (в 2013 году – более 80%). Общероссийский и дальневосточный показатели, также существенно выше показателя, демонстрируемого Камчатским краем.

Регион

Консолидированный бюджет (млн.р.)

Налоговые и неналоговые доходы (млн.р)

НДФЛ (млн.р)

Доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете (в%)

Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах (в%)

Камчатский край

58 543

20 650

12 836

35,27

62,15

Республика Саха (Якутия)

153 845

81 023

25 398

52,66

31,34

Приморский край

96 657

75 048

33 788

77,64

45,02

Амурская область

75 717

35 653

14 624

47,08

41,01

Сахалинская область

95 182

85 084

17 840

89,39

20,96

Чукотский автономный округ

18 327

12 922

4 122

70,5

31,89

Хабаровский край

106 710

72 148

31 102

67,61

43,1

Магаданская область

27 591

14 994

6 743

54,34

44,97

Еврейская автономная область

13 968

5 554

2 541

39,76

45,75

ДВФО

464 561

403 080

148 997

86,76

36,96

Таблица 1. Камчатский край в сравнении с ДВФО

Данные таблицы 1 показывают, что Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область и ЧАО являются лидерами по доле собственных доходов в консолидированном бюджете в 2013 году. На протяжении нескольких лет данный показатель в этих регионах стабильно рос. Можно заметить, что Приморье и Сахалинская область имеют все возможности для развития рыбоперерабатывающей и рыбодобывающей отраслей, их налоговые и неналоговые доходы близки к 80%.

Камчатский край, имеющий аналогичные возможности, самостоятельно зарабатывает лишь 35,27% от суммы консолидированного бюджета, что является худшим показателем среди всех регионов ДВФО в 2013 году. Относительно 2012 года даже наблюдается отрицательная динамика (36,09%). Данные показывают, что регион не может создать условия для роста экономики, вероятно, не удается создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства, который в настоящее время играет очень важную роль в притоке денежных средств в бюджеты регионов. Аналогичный вывод можно сделать о Еврейской АО. [2]

Основную долю в составе собственных доходов составляют налоговые поступления, в виде налогов на доходы от физических лиц, поступающих в распоряжение регионального бюджета в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Рис.1. Камчатский край в сравнении с ДВФО

В 2013 году Камчатский край достиг высоких показателей (более 62%) по доле НДФЛ в собственных доходах. Это можно объяснить небольшим количеством населения этого региона и наличием достаточного количества рабочих мест. В остальных регионах Дальнего Востока данный показатель ниже ввиду различных причин. Но доля собственных доходов позволяет судить о том, что Камчатка – дотационный регион. Недостаточный уровень этого значения по региону также в Еврейской автономной области и в Республике Саха.

Проанализируем положение Камчатского края с регионами, аналогичными Камчатскому краю, используем для сравнения регионы с похожей отраслевой направленностью. Астраханская и Мурманские области, так же как и Камчатский край, уделяют существенное внимание развитию рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей.

Камчатский край в сравнении с регионами – аналогами

Регион

Консолидированный бюджет (млн.р.)

Налоговые и неналоговые доходы (млн.р)

НДФЛ (млн.р)

Доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете (в%)

Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах (в%)

Камчатский край

58 543

20 650

12 836

35,27

62,15

Мурманская область

56 178

48 982

24 342

87,19

49,69

Астраханская область

39 749

34 071

11 108

85,71

32,6

Таблица 2. Камчатский край в сравнении с регионами – аналогами 2013г.

При сравнении с регионами-аналогами Камчатский край также имеет достаточно низкие результаты. По доле собственных доходов рассматриваемый регион более чем в 2 раза отстает от Мурманской и Астраханской областей. Край имеет относительно высокий показатель доли НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах по указанным выше причинам, худшую позицию здесь занимает Астраханская область, доля НДФЛ в Мурманской области образует почти половину собственных доходов, что является приличным показателем.

Что характерно, доля собственных доходов в бюджете регионов с развитой рыбохозяйственной деятельность составляет более 80%. Это позволяет сделать вывод о том, что Камчатский край имеет большие перспективы в росте налоговых и неналоговых доходов. Краю следует создавать рыбоперерабатывающие предприятия, это и увеличит количество рабочих мест и снизит степень дотационности региона.

Итак, камчатский край – это один из перспективных регионов Дальнего востока. Природные условия обусловливают небольшую численность населения, что можно связать с относительно высоким уровнем НДФЛ в собственном бюджете края. Край богат рыбой, но не может реализовать это относительное преимущество для роста доли собственных доходов. В регион довольно сложно привлечь инвестиции, что показывают рассматриваемые показатели, значит сложно развиваться МСП. Субсидии и субвенции, предоставляемые федеральным бюджетом, используются эффективно не в той степени, в какой хотелось бы.

Список использованных источников:

1.Центр управления финансами. Электронный ресурс. Режим доступа://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Konsolidirovannyi-byudzhet.php

2.Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mestnykh-byudzhetov/

Просмотров работы: 2065