ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Водолазкина К.В. 1, Бондаренко Т.Н. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемыᅟ налогообложенияᅟ страховойᅟ деятельностиᅟ освещеныᅟ вᅟ работахᅟ ведущихᅟ российскихᅟ ученыхᅟ А.С.ᅟ Бакаева,ᅟ В.А.ᅟ Буланцевой,ᅟ Н.Э.ᅟ Маркароваᅟ иᅟ т.д.ᅟ Аᅟ такжеᅟ вᅟ научныхᅟ работахᅟ О.Ю. Ворожбитᅟ [8],ᅟ А.В.ᅟ Корень [9].

Отмечаяᅟ значимостьᅟ научныхᅟ результатов,ᅟ полученныхᅟ вышеуказаннымиᅟ авторами,ᅟ необходимоᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ теоретическиеᅟ аспектыᅟ налогообложенияᅟ страховыхᅟ организаций,ᅟ направленияᅟ егоᅟ совершенствования,ᅟ позволяющиеᅟ оптимальноᅟ сочетатьᅟ стимулирующуюᅟ иᅟ фискальнуюᅟ функцииᅟ налогообложения,ᅟ недостаточноᅟ полноᅟ исследованы.

Вᅟ даннойᅟ статьеᅟ рассмотрим особенностиᅟ налогообложенияᅟ страховыхᅟ компаний.

Современноеᅟ обществоᅟ невозможноᅟ представитьᅟ безᅟ страхованияᅟ какᅟ особогоᅟ видаᅟ экономическихᅟ отношений.ᅟ Страхованиеᅟ выступаетᅟ разновидностьюᅟ предпринимательскойᅟ деятельности,ᅟ ноᅟ осуществляемойᅟ вᅟ специфическойᅟ отраслиᅟ экономики.ᅟ Связьᅟ междуᅟ уровнемᅟ благосостоянияᅟ общества,ᅟ степеньюᅟ развитияᅟ рыночныхᅟ отношенийᅟ иᅟ уровнемᅟ развитияᅟ страхованияᅟ очевидна.ᅟ Организацияᅟ эффективнойᅟ системыᅟ налоговогоᅟ планированияᅟ вᅟ российскихᅟ страховыхᅟ учреждениях выступаетᅟ связующимᅟ звеномᅟ междуᅟ различнымиᅟ стадиямиᅟ иᅟ комплексамиᅟ общеэкономическогоᅟ планированияᅟ экономическогоᅟ субъекта,ᅟ какᅟ тактического,ᅟ такᅟ иᅟ стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Таблица 1. Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами.

Вид налога

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

Налог на прибыль

20%

НДФЛ

13% как налоговый агент

Страховые взносы во внебюджетные фонды

23,2% - ПФ РФ; 2,9% - ФСС; 5,1% -ФФОМС.

Налог на имущество организаций

Не более 2,2%

Транспортный налог

Дифференцирована в зависимости от мощности транспортного средства

Земельный налог

0,3%-1,5%

Акциз

Страховые операции не облагаются

В соответствии с налоговым кодексом и видом акцизной продукции

НДС

Страховая деятельность не облагается

18%

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Современное налоговое законодательство устанавливает общий порядок определения налоговой базы и расчета налога на прибыль организаций для всех налогоплательщиков, прибыль которых подлежит налогообложению. Однако специфика деятельности страховщиков обуславливает особенности определения как доходов, так и расходов, учитываемых ими при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок определения их стоимостного эквивалента (налоговой базы), сроков признания доходов у страховых организаций имеют особенности, устанавливаемые ст. 293,294,330 НК РФ [1]. Состав доходов, учитываемых в налоговой базе для расчета налога на прибыль организаций, отражает специфику операций и услуг, оказываемых страховыми организациями. Перечень доходов не является закрытым. Специфические доходы страховых организаций можно условно разделить в зависимости от направления деятельности, в процессе осуществления которой они получены, на три группы:

  • доходы по страхованию (перестрахованию, сострахованию);

  • доходы страховых организаций от деятельности, связанной с осуществлением страхования (перестрахования, сострахованию);

  • прочие доходы.

Специфика определения стоимостной оценки расходов страховых организаций и сроков их признания в налоговом учете, так же, как и доходов, отражена в ст. 330 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховыми организациями» [1].

Расходы страховых организаций, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями их деятельности, как и доходы, можно условно разделить на три группы:

  1. расходы по страховой деятельности;

  2. расходы по деятельности, связанной с осуществлением операций страхования;

  3. прочие расходы страховых организаций.

Все страховщики исчисляют налоговую базу для расчета налога на прибыль как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг), уточненную на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты.

В соответствии с Налоговым кодеком РФ, к расходам страховых компаний относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, сформированных в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим. Таким образом, страховым организациям дается возможность облагать налогом на прибыль не все начисленные к получению страховые взносы, а, за счет формирования ряда страховых резервов, только заработанную страховую премию. При этом, страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы [3].

Все указанные условия приводят к тому, что налоговые поступления от страховой деятельности на доходы федерального бюджета РФ влияют не существенно. Таким образом, налоговая политика государства, регулирующая налогообложение страховых организаций направлена на поддержку и развитие эффективных форм страховой защиты в РФ.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 29.12.2014) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

  2. Комментарий к положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / А. С. Бакаев. - М.: Юрайт, 2010 г. – 231 с.

  3. Страхование [Текст] : учебник для бакалавров / С. Б. Богоявленский [и др.] ; под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 867 с.

  4. Осипова Т.И., Чеснокова Л.А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. - № 3. С. 18 - 26.

  5. Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги - 2008. - № 6. С. 11 - 16.

  6. Страхование: Учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Магистр», 2009. – 1006 с.

  7. Е.В. Корнева, А.В. Корень Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности// Науковедение. - 2013 - №6 (19).

  8. О.Ю. Ворожбит «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2010. - № 5 (9). - С. 9 – 16,

  9. А.В. Корень «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С.651-656.

Просмотров работы: 9764