ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Величко А.Ю. 1, Петровская О.А. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии в целом, и социологии молодёжи в частности. Здесь важен не только сам аспект изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. В таких условиях особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она вступает в процессе социализации. Непосредственное отношение здесь имеет изучение половых различий у молодежи. В современной трактовке молодежь – это такая часть населения в возрасте от 14 до 30 лет которая связана с современным образом жизни, участвует хотя бы в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем всех современных форм культуры .

Т.к молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе, многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте.

Ценности молодежи – это общие представления, разделяемые общей её частью, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Из этого следует, что ценностные ориентации – это отражение в сознании молодежи этих ценностей, признаваемых ею в качестве мировоззренческих ориентиров.

Большое влияние на подкрепление тех или иных ценностей молодежи оказывают культурные и социальные нормы, описывающие характерные для мужчин и женщин типы поведения, что является источником гендерных различий.

Ценностные ориентации молодежи выражают не только интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу в целом и его проблемам. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы ценности, не противоречащие интересам общества.

Объект исследования – ценности и ценностные ориентации

Предмет исследования – ценности и ценностные ориентации молодежи

Цель – выявить ценности и ценностные ориентации молодежи по гендерному признаку

Задачи исследования :

1. Рассмотреть понятие молодежь, её ценности и ценностные ориентации

2. Проанализировать ценности и ценностные ориентации молодежи в целом

2. Рассмотреть гендерные различия в сфере ценностей и ценностных ориентаций молодежи.

Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностях и ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Для того, что бы выявить различия в ценностях и ценностных ориентациях молодежи по гендерному признаку, мною было проведено исследование, основанное на методике американского психолога М. Рокича, так же в процессе исследования была использована разработанная им анкета.

М.Рокич различал два класса ценностей: терминальные ( ценности – цели) – конечные, выражающие идеалы и цели(семья, свобода, труд и т.д) и инструментальные ценности(ценности – средства) – благодаря которым достигаются духовные, социальные и материальные ценности. Методом исследования послужил метод анкетирования. Анкетирование проводилось в ноябре 2014 года в городе Гулькевичи Краснодарского края, участие в котором приняло 30 человек, из ни 15 девушек и 15 юношей, в возрасте от 18 до 30 лет.

Общие результаты анализа проведенного мною исследования по методике М. Рокича представлены в след.диаграммах:

Рисунок 1 – Терминальные ценности молодежи в целом

Рисунок 2 – Инструментальные ценности молодежи в целом

На данных рисунках видно, что наиболее значимыми для молодежи в целом являются такие ценности – цели(терминальные ценности), к которым нужно стремиться, как «счастливая семейная жизнь» для 40%, «материально обеспеченная жизнь» (34%) и «любовь» (12%), и ценности – средства(т.е инструментальные ценности) – «честность»(35%), «ответственность»(35%), «смелость»(13%) и «самоконтроль»(12%).

Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций девушек позволил выявить следующее:

Рисунок 3 – Терминальные ценности девушек

Рисунок 4 – Инструментальные ценности девушек

Общие результаты исследования ценностей девушек показали , что такая терминальная ценность как «счастливая семейная жизнь» занимает у девушек 1 – ое место, её значимость составляет 55%. Это объясняется тем, что девушки – это хранительницы семейного очага, у нескольких из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них наиболее важнее в жизни. 2- ое место заняла такая ценность, как «любовь», со значимостью 20%, так как она лежит по мнению женского пола в основе счастливой семейной жизни. Ценность «интересная работа» заняла 3- е место в иерархии жизненных ценностей, это говорит о том, что девушек интересует не только материальное обеспечение семьи, но и хорошая, интересная для них профессия, которая служила для них, как хобби, это 10%. И 4 – ое место заняла ценность «здоровье»( физическое и психическое).

Из иерархии инструментальных ценностей девушки предпочли:

- ценности «честность» и «ответственность»(чувство долга; умение держать слово) они оказались значимыми для 30% испытуемых;

3- е место разделили такие ценности, как: «образованность»,«твердая воля» и«эффективность в делах»

На 4 – ом месте стоит такая ценность, как «смелость».

И на 5 –ом месте ценность «самоконтроль»

Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций юношей позволил выявить следующее:

Рисунок 5 – Терминальные ценности юношей

Рисунок 6 – Инструментальные ценности юношей

В ходе анализа результатов по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича юношей выявлено, что 1- ое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность «материально обеспеченная жизнь» она является приоритетной для 53% исследуемых юношей. Семью же планируют, после создания успешной, на их взгляд карьеры.

2 – ое ранговое место занимает ценность «здоровье», она составила значимость для 20% испытуемых.

На 3 – е место определена ценность «любовь» 16% испытуемых

4 – ое место заняла такая ценность, как «счастливая семейная жизнь» - 7%

И ценность «продуктивная жизнь» (максимальное использование своих возможностей и способностей) оказалась на 5 – ом месте со значимостью для 5% испытуемых юношей.

В иерархии инструментальных ценностей для юношей доминирует ценность «ответственность» (30%), На 2 – ом месте ценность «исполнительность». И для 14% приоритетной выступает ценность «независимость»

Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как: -«смелость»( в отстаивании своего мнения, своих взглядов)

-«самоконтроль»(сдержанность, самодисциплина).

Таким образом во многом ценностные ориентации юношей и девушек различны. Так в системе терминальных ценностей юношей, наиболее высокий ранг значимости имеют: материально обеспеченная жизнь и здоровье. Такие ценности, как красота природы и искусства, счастье других, занимают в иерархии последние места.

Групповая иерархия инструментальных ценностей(т.е ценностей средств) юношей характеризуется большей ориентацией на ценности внутренних качеств личности – ответственность и исполнительность, при низкой значимости такой ценности, как непримиримость к недостаткам в себе и других. Групповая иерархия инструментальных ценностей(т.е ценностных средств) девушек характеризуется большей ориентацией на ценности: ответственность, честность и твердая воля. При низкой значимости такой ценности как образованность. Так же нужно отметить, что для юношей характерны ценности терминального характера, так как, характеризующих и относящихся их к терминальным ценностям больше, чем инструментальных. И что очень важно для них характерно проявление терминальных ценностей в сфере труда и здоровья, а для девушек характерен выбор ценностей терминального характера в сфере взаимоотношений и эти ценности выражены в большей степени, чем у юношей.

Просмотров работы: 2601